Inventory number | IRN | Number of state registration | ||
---|---|---|---|---|
0322РК00815 | AP09260204-KC-22 | 0121РК00669 | ||
Document type | Terms of distribution | Availability of implementation | ||
Краткие сведения | Gratis | Number of implementation: 0 Not implemented |
||
Publications | ||||
Native publications: 11 | ||||
International publications: 12 | Publications Web of science: 0 | Publications Scopus: 0 | ||
Patents | Amount of funding | Code of the program | ||
0 | 20881584 | AP09260204 | ||
Name of work | ||||
Система концептов в мировоззрении древних тюрков | ||||
Type of work | Source of funding | Report authors | ||
Fundamental | Қосымова Гүлбану | |||
0
0
0
0
|
||||
Customer | МНВО РК | |||
Information on the executing organization | ||||
Short name of the ministry (establishment) | МНВО РК | |||
Full name of the service recipient | ||||
НАО "Казахский национальный женский педагогический университет" | ||||
Abbreviated name of the service recipient | НАО КазНацЖенПУ | |||
Abstract | ||||
Kонцепция «Человека» в древнетюркском и казахском мировоззрениях Kөне түркілер мен қазақ дүниетанымындағы «Адам» концептісі. Выявить микроконцепты, входящие в понятие «Человек», путем обзора лингвокультурологических, линвокогнитивных исследований тюркских и казахских языков, а также проанализировать понятие «Человек» в мировоззрении древних тюрков в связке с концепцией «Совершенный человек» казахского философа Абая. Зерттеудің мақсаты – Түркі және қазақ тіліндегі линвомәдени, линвокогнитивтік зерттеулерге шолу жасай отырып, «Адам» концептісіне енетін микроконцептілерді анықтау және көне түркілер дүниетанымындағы «Адам» концептісін қазақ ойшылы Абайдың «Толық адам» тұжырымымен сабақтастыра талдау. В проекте использованы методы обобщения, систематизации, описания и анализа. Жобада жинақтау, жүйелеу, сипаттау, талдау әдістері қолданылды. Актуальность темы исследования связана с проблемой формирования личности, которая конкурентноспособна в сегодняшнюю эпоху глобализации и обладает общечеловеческими и национальными ценностями. Поэтому, научная новизна исследования высока. Результаты исследования представлены в виде статей в журналах КОКСОН и обсуждены на международной конференции «Модернизация сознания: Характер передачи образа "Әлем" в духовном наследии» . Зерттеу жұмысы тақырыбының өзектілігі бүгінгі жаһандану дәуіріндегі бәсекеге қабілетті, жалпы адамзаттық және ұлттық құндылықтарды бойына сіңірген «Тұлға қалыптастыру» мәселесіне қатысты болғандықтан ғылыми жаңалығы жоғары. Зерттеу нәтижесі КОКСОН журналдарына мақала түрінде ұсынылды және «Санадағы жаңғыру: «Әлем» бейнесінің рухани мұраларда берілу сипаты» атты халықаралық конференцияда талқыланды. Не имеется Жоқ Нет Жоқ В соответствии с календарным планом исследовательского проекта сделаны доклады и опубликованы статьи на международных конференциях. Статьи под названиями «Концепт “Cтепь” в мировоззрений кочевников», «Абайдың «Толық адам» тұжырымының бастау көздері» и «Общие мотивы в эпических поэмах «Кюльтегин», «Бильге каган» и «Тоньюкук»: специфика древнетюркского мировоззрения (древнетюркская картина мира)», написанные по данному исследованию, представлены к публикации в журналах рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК. Известные ученые из Казахстана, Узбекстана, Турции, Татарстана и Кыргызстана выступили с докладами по теме исследования и обсудили ее на международном конференции «Модернизация сознания: характер передачи образа «Әлем» в духовном наследии». В конференции приняли участие глава турецкого общества из Турции, профессор Гурер Гульсевин, известный тюрколог-рунолог из Кыргызстана, профессор Кадырали Конкабаев, известный тюрколог, профессор Бурул Сагынбаева, профессор Альфия Юсупова из Татарстана, Казанский федеральный университет, из Узбекистана, из Турции, из Казахстана приняли участие и подняли актуальные вопросы, мысли, представленные в историческом наследии. Ғылыми жобаның күнтізбелік жоспарына сәйкес халықаралық конференцияларда баяндамалар жасалып, мақалалар жарияланды. «Абайдың «Толық адам» тұжырымның бастау көзі» тақырыбындағы, «Көшпенділер дүниетанымындағы «Дала» концептісі«Күлтегін», «Білге қаған» және «Тоныкөк» эпостық жырларындағы ортақ мотивтер: көне түркі дүниетанымының ерекшелігі (дүниенің көне түркі бейнесі) осы жобаға сәйкес жазылған мақалалар Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі Білім және ғылым саласындағы бақылау комитеті ұсынған журналдардағы жарияланымдарда жарық көрді. Қазақстанның белгілі ғалымдары, Өзбекстан, Түркия, Татарстан және Қырғызстан елдері рухани мұра зерттеу тақырыбы бойынша баяндама жасап, халықаралық конференциясында талқылады. Конференцияда Түркиядан Түрік тілі құрымының басшысы, профессор Гүрер Гүлсевин, Қырғызстаннан атақты түрколог- рунолог, профессор Қадырали Қоңқабаев, белгілі түрколог, профессор Бурул Сагынбаева, Татарстаннан профессор Альфия Юсупова және Қазан федеральдық университетінен ғалымдар, Өзбекстаннан, Түркиядан , Қазақстаннан белгілі ғалымдар қатысып, өзекті мәселелерді көтерді. Тарихи мұраларда берілген ой- тұжырымдар құндылықтар ретінде бағаланды. методика данного исследования поможет преподавателям филологических факультетов, учителям общеобразовательных школ, студентам, магистрантам и докторантам нового поколения правильно усвоить принципы обучения, навыков и воспитания. зерттеу методологиясы жоғары оқу орындарының филология факультетінің оқытушыларына, жалпы білім беретін мектеп мұғалімдеріне, студенттер мен магистрант, докторанттарға жаңа буын өкілдері жастарға білім, біліктілік, тәрбие ұстанымдарын дұрыс меңгеруге жәрдемдеседі |
||||
UDC indices | ||||
16.01.07 | ||||
International classifier codes | ||||
16.01.07; | ||||
Key words in Russian | ||||
древнетюркское мировозрение; концепция «наука о совершенном человеке"; концепт; антропоцентрическое направление; лингвокультурология; | ||||
Key words in Kazakh | ||||
көне түркі дүниетанымы; «Толық адам ілімі» тұжырымы; концепт; антропоөзектік бағыт; лингвомәдениеттану; | ||||
Head of the organization | Г. Қанай | Доктор философских наук / | ||
Head of work | Қосымова Гүлбану | доктор филологических наук / профессор |