Inventory number IRN Number of state registration
0322РК00455 AP13268772-KC-22 0122РК00144
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 2
International publications: 0 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 2442280 AP13268772
Name of work
Психолого-педагогическое сопровождение развития метакогнитивных способностей обучающихся как основной фактор успешности обучения в условиях обновленного образования
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Попандопуло Анар Сериковна
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Торайгыров университет"
Abbreviated name of the service recipient НАО "Торайгыров университет"
Abstract

подростковый возраст, обучающиеся среднего звена общеобразовательной школы

жасөспірімдік шақ, жалпы білім беретін мектептің орта буын білім алушылары

Целью проекта – является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности модели психолого-педагогического сопровождения развития метакогнитивных способностей, обучающихся как основного фактора успешности обучения в условиях обновленного образования.

Жобаның мақсаты-жаңартылған білім беру жағдайында білім алушылардың метакогнитивті қабілеттерін дамытуды психологиялық-педагогикалық қолдау моделінің тиімділігін теориялық негіздеу және эксперименттік тексеру болып табылады.

- анализ законодательных и нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс обучающихся в обновленного образования ; - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; - анализ и обобщение существующих моделей психолого-педагогического сопровождения развития метакогнитивных способностей обучающихся; - качественные методы (опрос, интервьюирование); - количественные методы исследования. На основании замеряемых критерий нами были конкретизированы и подобраны методики.

- жаңартылған білім беру жүйесінде білім алушылардың білім беру процесін реттейтін заңнамалық және нормативтік құжаттарды талдау; - зерттеу тақырыбы бойынша психологиялық-педагогикалық әдебиеттерге теориялық талдау жасау; - оқушылардың метатанымдық қабілеттерін дамытуды психологиялық-педагогикалық қамтамасыз етудің қолданыстағы үлгілерін талдау және жалпылау; - сапалы әдістер (сауалнама, сұхбат); - сандық зерттеу әдістері. Өлшенген критерийлерге сүйене отырып, біз әдістерді белгілеп, таңдадық.

Был проведен опрос 200 обучающихся, 7–8–9 классов общеобразовательных школ города Павлодара: СОШ № 5, № 9, № 16. Собраны данные о наиболее популярных и эффективных формах получения знаний, выполнен сравнительный анализ двух выборок, и были выявлены качества, которые можно было бы считать маркерами метакогнитивных способностей: высокий уровень метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности, рефлексивная компетентность, внутренняя вовлеченность в обучение, направленность на достижение профессионализма и личностного развития, общую самоэффективность, преобладание прогрессивных и творческих мотивов над потребительскими. Сделаны выводы о преимущественной роли метакогниций и личностных детерминант в формировании у обучающихся непрерывной учебной компетенции в условиях обновленного содержания образования. Анализ показал, что ориентация на метакогнитивные способности связаны не столько с успеваемостью и общими когнитивными способностями, сколько с метакогнитивными характеристиками и личностными качествами обучающихся.

Сауалнама 7-8-9 сынып 200 оқушыдан өткізілді Павлодар қаласының жалпы білім беретін мектептері: № 5, № 9, № 16 жалпы білім беретін мектептер. Білім алудың ең танымал және тиімді түрлері туралы мәліметтер жинақталып, екі үлгіге салыстырмалы талдау жүргізілді, сондай-ақ білім алуды қамтамасыз ете алатын қасиеттер анықталды. метатанымдық қабілеттердің маркерлері ретінде қарастырылатыны анықталды: метатанымдық білім мен метакогнитивтік белсенділіктің жоғары деңгейі, рефлексиялық құзыреттілік, оқуға ішкі қатысу, кәсібилікке және тұлғалық дамуға қол жеткізуге бағдарлану, жалпы өзіндік тиімділік, тұтынушылық мотивтерден прогрессивті және шығармашылық мотивтердің басымдығы. Жаңартылған білім беру мазмұны жағдайында мектеп оқушылардың үздіксіз оқу құзіреттілігін қалыптастырудағы метатанымдар мен тұлғалық детерминанттардың басым рөлі туралы қорытындылар жасалады. Талдау көрсеткендей, метатанымдық қабілеттерге бағдарлану оқу үлгерімі мен жалпы танымдық қабілеттермен емес, мектеп оқушылардың метатанымдық ерекшеліктерімен және жеке қасиеттерімен байланысты.

отстутствуют

жоқ

Степень внедрения можно оценить как начальную. Написано 2 публикации в отечественных изданиях, рекомендованных КОКСОН.

Іске асыру дәрежесін бастапқы деп бағалауға болады. ҚР БҒМ БҒССҚК ұсынған отандық басылымдарда 2 жарияланым жазылды.

Результаты теоретического анализа, где обоснованы теоретические данные об актуальности метакогнитивных способностей обучающихся как факторе успешности в современном образовании, позволяют продолжить начатое исследование. Развитие метакогнитивных способностей является предпосылкой для успешной учебной деятельности в условиях обновленного образования. Предоставление обучающемуся вариантов выбора делает его субъектом и предопределяет наличие осознанных и метакогнитивных результатов.

Қазіргі білім берудегі табыс факторы ретінде оқушылардың метатанымдық қабілеттерінің өзектілігі туралы теориялық деректер дәлелденген теориялық талдау нәтижелері біз бастаған зерттеулерді жалғастыруға мүмкіндік береді. Жаңартылған білім беру жағдайында метатанымдық қабілеттердің дамуы оқу әрекетінің табысты болуының алғы шарты болып табылады. Оқушыға таңдау мүмкіндігін беру оны субъекті етеді және саналы және метатанымдық нәтижелердің болуын алдын ала анықтайды.

Полученные результаты позволят продолжить начатые исследования, которые можно применять для написания научных работ, создания учебных пособий, авторских курсов. Целевыми потребителями полученных результатов исследования могут выступить обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, администрация и педагоги организаций среднего образования, Управление образования, Министерство просвещения РК.

Алынған нәтижелер ғылыми еңбектер жазуға, оқулықтар жасауға, авторлық курстарға пайдалануға болатын басталған зерттеулерді жалғастыруға мүмкіндік береді. Алынған зерттеу нәтижелерінің мақсатты тұтынушылары білім алушылар, білім алушылардың ата-аналары (заңды өкілдері), орта білім беру ұйымдарының әкімшілігі мен мұғалімдері, білім департаменті, Қазақстан Республикасы Білім министрлігі бола алады.

UDC indices
37.015.3:159.9
International classifier codes
14.25.00; 14.25.01;
Key words in Russian
метапознание; психолого-педагогическое сопровождение; метапредметный подход; метакогнитивные способности; метакогнитивные технологии;
Key words in Kazakh
метатаным; психологиялық-педагогикалық сүйемелдеу; метапәндік тәсіл; метакогнитивті қабілеттер; метакогнитивті технологиялар;
Head of the organization Ержанов Нурлан Тельманович Доктор биологических наук / профессор
Head of work Попандопуло Анар Сериковна PhD / ассоциированный профессор (доцент)