Inventory number IRN Number of state registration
0322РК00103 AP09259233-KC-22 0121РК00101
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 1
Implemented
Publications
Native publications: 8
International publications: 13 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 11667547.47 AP09259233
Name of work
Лингвокогнитивные и дискурсивные основания национальной идентичности в контексте иноязычного образования.
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Исина Гаухар Иликешевна
1
0
1
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова"
Abbreviated name of the service recipient НАО "Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова"
Abstract

феномен национальной идентичности в междисциплинарной парадигме.

пәнаралық парадигмадағы ұлттық бірегейлік феномені.

Цель - исследование феномена национальной идентичности и ее трансформационных процессов в лингвокультурных общностях в когнитивно-дискурсивной парадигме.

Зерттеу жұмысының мақсаты – ұлттық бірегейлік феномені мен оның тілдік және мәдени бірлестіктердегі трансформациялық процестерін когнитивтік-дискурсивті парадигмада зерттеу.

Методология исследования тесно связана с активно развивающимся в современной науке когнитивным направлением, объединяющим целую систему дисциплин, связанных с исследованием мыслительных процессов языковой личности. Идентичность, как изменяемая категория, в современной лингвистике всё чаще изучается на стыке дисциплин в свете двух парадигм: коммуникативно-функциональной (прагматической) и когнитивной. На наш взгляд, применение данной методологии помогает раскрыть глубинные основания феномена национальной идентичности. Для обеспечения достоверности результатов исследований проведен социологический опрос среди населения.

Зерттеу әдістемесі қазіргі ғылымда белсенді дамып келе жатқан, тілдік тұлғаның психикалық процестерін зерттеумен байланысты пәндердің тұтас жүйесін біріктіретін когнитивтік бағытпен тығыз байланысты. Қазіргі лингвистикада коммуникативтік-функционалдық (прагматикалық) және когнитивтік парадигмадағы пәндердің түйісуінде өзгеретін санат ретінде ұқсастықтар жиі оқытылады. Біздің ойымызша, бұл әдіснаманы қолдану ұлттық бірегейлік феноменінің терең негіздерін ашуға көмектеседі. Зерттеу нәтижелерінің сенімділігін қамтамасыз ету үшін халық арасында социологиялық сауалнама жүргізілді.

Результаты исследования нашли отражение в форме 21 научного и научно-методического труда, в том числе: - 1 учебного пособия, - 1 электронного учебного пособия с присвоением авторского свидетельства, - 1 статьи в журнале, входящем в базу РИНЦ с Импакт-Фактором, - 1 статьи в журнале, рекомендованном КОКСОН, - 1 сборника научных статей по материалам круглого стола с международным участием. Новизна: комплексный анализ основных трендов трансформации национальной идентичности в современных социальных координатах с применением междисциплинарного подхода, научных достижений в рамках всего спектра гуманитарных наук.

Зерттеу нәтижелері 21 ғылыми және ғылыми-әдістемелік жұмыс түрінде көрініс тапты, оның ішінде: - 1 оқу құралы, - авторлық куәлік берілген 1 электронды оқулық, - Импакт-факторы бар RSCI деректер базасына енгізілген журналдағы 1 мақала, - БҒСҚК ұсынған журналдағы 1 мақала, - халықаралық қатысумен дөңгелек үстел материалдары негізінде 1 ғылыми мақалалар жинағы. Жаңашылдық: пәнаралық көзқарасты пайдалана отырып, қазіргі әлеуметтік координаттардағы ұлттық бірегейлікті өзгертудің негізгі тенденцияларын, гуманитарлық ғылымдардың барлық спектрі аясындағы ғылыми жетістіктерді жан-жақты талдау.

Работа вносит вклад в изучение национальной идентичности как лингвокогнитивной и коммуникативно-дискурсивной категории. В научной работе исследуемые материалы и полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении процессов трансформации и модернизации национальной идентичности в целях совершенствовании механизмов реализации Концепции национальной, образовательной и языковой политики, а также при дальнейшем проектировании программ долгосрочного социально-экономического развития казахстанского общества.

Жұмыс лингвомәдени және коммуникативтік-дискурсивтік категориялар ретінде ұлттық бірегейлікті зерттеуге үлес қосады. Ғылыми жұмыста зерттелетін материалдар мен алынған нәтижелер ұлттық, білім беру және тіл саясатының тұжырымдамасын іске асыру тетіктерін жетілдіру мақсатында ұлттық бірегейлікті трансформациялау және жаңғырту процестерін одан әрі зерделеу, сондай-ақ қазақстандық қоғамның ұзақ мерзімді әлеуметтік-экономикалық даму бағдарламаларын одан әрі жобалау кезінде пайдаланылуы мүмкін.

В казахстанской науке в границах современной гуманитарной парадигмы впервые проблема национальной идентичности анализируется с лингвокогнитивных и дискурсивных позиций. Комплекс разнообразных методов и приемов исследования позволит раскрыть глубинные основания феномена национальной идентичности. Представляется, что использование в лингвистическом исследовании некоторых положений смежных дисциплин относительно феномена идентичности, откроет новые перспективы для изучения национальной языковой личности как интеллектуального потенциала нации.

Қазақстан ғылымында қазіргі заманғы гуманитарлық парадигма шекарасында ұлттық бірегейлік мәселесі алғаш рет лингвокогнитивті және дискурсивті ұстанымдармен талданады. Зерттеудің алуантүрлі әдістер мен тәсілдер кешені бірегейлік феноменінің терең негіздерін ашуға мүмкіндік береді. Лингвистикалық зерттеуде біртектілік феноменіне қатысты сабақтас пәндердің кейбір заңдылықтарын қолдану ұлттық тілдік тұлғаны ұлттың зияткерлік әлеуеті ретінде зерделеу үшін жаңа перспективаларды ашады.

Полученное в контексте интердисциплинарных исследований обобщённое знание о национальной идентичности, ее практической значимости, роли и функций в системе многогранных общественных отношений, в системе профессионального образования даст уникальную возможность выработать грамотную коммуникативную стратегию в сфере национальной и языковой политики казахстанского общества.

Интердисциплинарлық зерттеулер контексінде алынған ұлттық бірегейлік, оның практикалық маңыздылығы, көп қырлы қоғамдық қатынастар жүйесіндегі рөлі мен функциялары туралы жалпы кәсіптік білім беру жүйесінде қазақстандық қоғамның ұлттық және тіл саясаты саласындағы сауатты коммуникативтік стратегияны әзірлеуге бірегей мүмкіндік береді.

система образования

білім беру жүйесі

UDC indices
81’1
International classifier codes
16.01.11;
Key words in Russian
язык; национальная идентичность; вербальная репрезентация; когнитивные ресурсы; дискурсивная практика;
Key words in Kazakh
тіл; ұлттық бірегейлік; вербалды репрезентация; когнитивті ресурстар; дискурстық практика;
Head of the organization Дулатбеков Нурлан Орынбасарович Доктор юридических наук / профессор, Член-корреспондент НАН РК
Head of work Исина Гаухар Иликешевна Доктор филологических наук / профессор КОКСОН