Inventory number IRN Number of state registration
0324РК02052 AP19680224-KC-24 0123РК00341
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 0
International publications: 3 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 2
Patents Amount of funding Code of the program
0 25599999.82 AP19680224
Name of work
Реализация Парижской Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века в Республике Казахстан
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Тлепина Шолпан Валерьевна
0
0
1
1
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева"
Abbreviated name of the service recipient НАО "ЕНУ им.Л.Н.Гумилева"
Abstract

Объектом разработки стали специализированные нормы обеспечения качества высшего юридического образования, пользующихся международным и национальным признанием. В центре исследования был анализ международных документов в сфере научно-педагогической, научно-исследовательской деятельности и повышения квалификаций преподавателей в соответствии ESG (2015); анализ реализации рекомендаций международных организаций о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования в Республике Казахстан. Исследовательская группа объектом своего исследования поставила: изучение, поиск и выявление международных стандартов и правовых норм проведения научных исследований, соблюдения научной, интеллектуальной этики и требований повышения эффективности критического осмысления и предвидения в исследовательских вузах находятся в печати. Фокус исследования был сосредоточен на продвижении, создании и распространении знаний на основе научно-исследовательской деятельности в области международно-правовой науки. Международные и национальные правовые основы установления партнерства и связей между заинтересованными сторонами – лицами, ответственными за реализацию международно-правовых стандартов в области высшего образования на национальном и институциональном уровнях – государственные органы; преподавательский состав, исследователи, обучающиеся; административный персонал; представители общественности – объект исследования членов рабочей группы.

Халықаралық және ұлттық мойындауға ие жоғары заң білімінің сапасын қамтамасыз етудің арнайы нормалары зерттеу объектісіне айналды. Басты зерттеу жұмыстарына ESG (2015) сәйкес ғылыми-педагогикалық, ғылыми-зерттеу қызметі және оқытушылардың біліктілігін арттыру саласындағы халықаралық құжаттарды талдау, Қазақстан Республикасындағы жоғары білім беру мекемелері оқытушы кадрларының мәртебесі туралы халықаралық ұйымдардың ұсынымдарын іске асыруды талдау жатты. Зерттеу тобының зерттеу объектісіне мыналар жатты: - зерттеу университеттерінде ғылыми зерттеулер жүргізудің, ғылыми, зияткерлік этиканы және сыни тұрғыдан түсіну мен көрегендіктің тиімділігін арттыру талаптарын сақтаудың халықаралық стандарттары мен құқықтық нормаларын зерттеу, іздеу және анықтау (баспаға жіберілді). Зерттеудің негізгі бағыты халықаралық-құқықтық ғылым саласындағы ғылыми-зерттеу қызметі негізінде білімді ілгерілетуге, құруға және таратуға бағытталған. Мүдделі тараптар, яғни ұлттық және институциялық деңгейлерде жоғары білім беру саласындағы халықаралық-құқықтық стандарттарды іске асыруға жауапты тұлғалар – мемлекеттік органдар; оқытушылар құрамы, зерттеушілер, білім алушылар; әкімшілік персонал; жұртшылық өкілдері арасында әріптестік пен байланыс орнатудың халықаралық және ұлттық құқықтық негіздері де жұмыс тобы мүшелерінің зерттеу объектісі айналды.

Цель – изучение, исследование, анализ внедрения и реализации международно-правовых стандартов на примере Всемирной декларации о высшем образовании: подходы и практические меры (Париж, 1998) в систему высшего образования, национальное образовательное законодательство, практику научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности университетов страны. Цель отражает характер и суть решений, ожидаемых в результате реализации проекта. Объекты исследования этого года способствуют достижению цели фундаментального исследования.

Мақсаты – Жоғары білім туралы дүниежүзілік декларация: тәсілдер мен практикалық шаралар (Париж, 1998) мысалында халықаралық-құқықтық стандарттарды жоғары білім беру жүйесіне енгізуді және іске асыруды оқу, зерттеу, талдау, ұлттық білім беру заңнамасы, елдің университеттерінің ғылыми-педагогикалық және ғылыми-зерттеу қызметінің тәжірибесі. Мақсат жобаны іске асыру нәтижесінде күтілетін шешімдердің сипаты мен мәнін көрсетеді. Биылғы жылдың зерттеу объектілері іргелі зерттеудің мақсаттарына қол жеткізуге көмектеседі.

Члены исследовательской группы придерживаются принципов объективности, познаваемости объективного мира, всесторонности познания, а также конкретно-исторического подхода и органического взаимодействия с философским методом познания явлений и процессов. Общие, специальные и частные методы, используемые для познания объекта и предмета исследования (методы сбора эмпирической информации (методы толкования права, наблюдения, др.), обобщения (сравнительный правовой, статистический и другие виды анализа, др.), методы анализа, синтеза, системных исследований (системно-структурный поход и восхождение от абстрактного к конкретному, др.)) образуют целостную систему – метод теоретического научного познания. Данный метод станет основой исследования научных вопросов проекта, обоснования исследовательской стратегии и подходов, применяемых типов исследования. Исследовательские задачи детерменировали применение нового методического инструментария, в частности, аналитического, общелогического, эмпирического, сравнительного-правового, метод критического анализа, метод интерпретации качественных данных, комбинированный (смешанный) метод, принимая во внимание этику исследований и валидность / достоверность исследований.

Зерттеу тобының мүшелері объективтілік, объективті әлемді тану, танымның жан-жақтылығы, сондай-ақ құбылыстар мен процестерді танудың философиялық әдісімен нақты тарихи көзқарас пен органикалық өзара әрекеттесу принциптерін ұстанады. Зерттеу объектісі мен тақырыбын білу үшін қолданылатын жалпы, арнайы және жеке әдістер (эмпирикалық ақпаратты жинау әдістері (құқықты талқылау әдістері, бақылау, т.б.), жалпылау (салыстырмалы құқықтық, статистикалық және талдаудың басқа түрлері, т.б.), талдау, синтездеу, жүйелік зерттеу әдістері (жүйелік-құрылымдық тәсіл және абстрактіліден нақтыға өту, т.б.)) біртұтас жүйені – теориялық ғылыми таным әдісін құрайды. Бұл әдіс жобаның ғылыми мәселелерін зерттеудің, зерттеу стратегиясы мен тәсілдерін, қолданылатын зерттеу түрлерін негіздеудің негізі болады. Зерттеу міндеттері жаңа әдістемелік құралдарды, атап айтқанда, аналитикалық, жалпы логикалық, эмпирикалық, салыстырмалы-құқықтық, сыни талдау әдісі, сапалы деректерді түсіндіру әдісі, зерттеу этикасы мен зерттеулердің жарамдылығы/сенімділігін ескере отырып, аралас әдісті қолдануды анықтады.

Результаты исследования опубликованы в журнале Emerging Science Journal (ISSN: 2610-9182. Vol 8, # 4 (2024), процентиль 85). Проведен анализ международных документов в сфере научно-педагогической, научно-исследовательской деятельности и повышения квалификаций преподавателей в соответствии ESG (2015). Осуществлен анализ реализации рекомендаций международных организаций о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования в Республике Казахстан. Результаты изучения, поиска и выявления международных стандартов и правовых норм проведения научных исследований, соблюдения научной, интеллектуальной этики и требований повышения эффективности критического осмысления и предвидения в исследовательских вузах находятся в печати. Продвижение, создание и распространение знаний на основе научно-исследовательской деятельности в области международно-правовой науки стали достоянием научной общественности. Международные и национальные правовые основы установления партнерства и связей между заинтересованными сторонами – лицами, ответственными за реализацию международно-правовых стандартов в области высшего образования на национальном и институциональном уровнях – государственные органы; преподавательский состав, исследователи, обучающиеся; административный персонал; представители общественности были исследованы членами рабочей группы и опубликованы в международном издании.

Зерттеу нәтижелері Emerging Science Journal журналында (ISSN: 2610-9182. Т. 8, № 4 (2024), процентиль 85) жарияланды. ESG (2015) сәйкес ғылыми-педагогикалық, ғылыми-зерттеу қызметі және оқытушылардың біліктілігін арттыру саласындағы халықаралық құжаттарға талдау жүргізілді. Қазақстан Республикасындағы жоғары білім беру мекемелерінің оқытушы кадрларының мәртебесі туралы халықаралық ұйымдардың ұсынымдарын іске асыруға талдау жасалды. Зерттеу тобының зерттеу объектісіне мыналар жатты: зерттеу университеттерінде ғылыми зерттеулер жүргізудің, ғылыми, зияткерлік этиканы және сыни тұрғыдан түсіну мен көрегендіктің тиімділігін арттыру талаптарын сақтаудың халықаралық стандарттары мен құқықтық нормаларын зерттеу, іздеу және анықтау (баспаға жіберілді). Халықаралық-құқықтық ғылым саласындағы ғылыми-зерттеу қызметі негізінде білімді ілгерілету, құру және тарату ғылыми жұртшылықтың игілігіне айналды. Мүдделі тараптар, яғни ұлттық және институциялық деңгейлерде жоғары білім беру саласындағы халықаралық-құқықтық стандарттарды іске асыруға жауапты тұлғалар – мемлекеттік органдар; оқытушылар құрамы, зерттеушілер, білім алушылар; әкімшілік персонал; жұртшылық өкілдері арасында әріптестік пен байланыс орнатудың халықаралық және ұлттық құқықтық негіздерін жұмыс тобының мүшелері зерттеп, халықаралық басылымда жариялады.

Исследовательская группа была обеспечена администрацией Университета высоким уровнем энерговооружённости, в том числе показатели организационного и технического уровня организации интеллектуального труда, степень автоматизации, рост производительности труда за счёт повышения технического уровня интеллектуального труда; анализ интегрального использования оборудования, в частности, компьютерного и др. технического офисного оборудования для выполнения поставленных задач удовлетворяет исследовательскую группу.

Зерттеу тобын университет әкімшілігі энергиямен жабдықтаудың жоғары деңгейімен, оның ішінде зияткерлік еңбекті ұйымдастырудың ұйымдастырушылық және техникалық деңгейінің көрсеткіштерімен, автоматтандыру дәрежесімен, зияткерлік еңбектің техникалық деңгейін арттыру есебінен еңбек өнімділігінің өсуімен қамтамасыз етті; қойылған міндеттерді орындау үшін жабдықты, атап айтқанда компьютерлік және басқа да техникалық кеңсе жабдықтарын интегралды пайдалануды талдау зерттеу тобын қанағаттандырады.

Результаты научного поиска, отраженные в публикациях членов исследовательской группы – Ш.В. Тлепиной, М.А. Сарсембаева, Е.М. Абайдельдинова, Р.Ш. Давлетгильдеева, В.М. Балмагамбетовой, М.Ж. Куликпаевой, Ж.З. Зукай, А.Ж. Жунусбековой, А.С. Кахановым в журналах, включенных в Перечень изданий, рекомендованных для публикации основных научных результатов научной деятельности по юридическим наукам КОКСНВО МНиВО РК, зарубежных изданиях стали достоянием научно-педагогической общественности вузов Казахстана, стран дальнего зарубежья – ученые и преподаватели европейских и других стран, члены Европейской ассоциации высоких технологий и перспективных исследований, России, Татарстана, ряда др. стран. Результаты исследований членов исследовательской группы будут внедрены в учебный процесс в рамках международного права, международного образовательного права, педагогики высшей школы, др. и в дальнейшей научной работе.

Зерттеу тобының мүшелері – Ш.В. Тлепина, М.А. Сарсембаев, Е.М. Абайдельдинов, Р.Ш. Давлетгильдеев, В.М. Балмагамбетова, М.Ж. Куликпаева, Ж.З. Зукай, А.Ж. Жунусбекова, А.С. Кахановтың ҚР ҒЖБМ ҒЖБССҚК заң ғылымдары бойынша басылымдар тізбесіне енгізілген, ғылыми қызметтің негізгі ғылыми нәтижелерін жариялау үшін ұсынылған журналдарда, шетелдік басылымдарда жарияланған жарияланымдарында көрсетілген ғылыми ізденіс нәтижелері Қазақстанның жоғары оқу орындарының, алыс шет елдердің, яғни Еуропа және басқа елдердің ғалымдары мен оқытушыларының, Жоғары технологиялар мен перспективалық зерттеулердің еуропалық қауымдастығы мүшелерінің, сондай-ақ Ресей, Татарстан және басқа да бірқатар елдердің ғылыми-педагогикалық қоғамының игілігіне айналды. Зерттеу тобы мүшелерінің зерттеу нәтижелері халықаралық құқық, халықаралық білім беру құқығы, жоғары мектеп педагогикасы және т.б. шеңберінде оқу процесіне және одан әрі ғылыми жұмыстарға енгізілетін болады.

Эффективность исследовательского проекта обусловлена позиционированием казахстанской системы высшего образования в международном научном пространстве, становлением нового научного направления в казахстанской науке, укрепления авторитета казахстанской научной школы, международных научных связей и международной конкурентоспособности Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, юридической науки в целом, развития междисциплинарных и межотраслевых научных исследований в сфере теории международного права. Эффективность проекта заключается в обновлении компонентов, повышении индекса доверия казахстанским университетам и вузовской науке, гуманитарным и социальным междисциплинарным исследованиям, многое другое.

Зерттеу жобасының тиімділігі қазақстандық жоғары білім беру жүйесінің халықаралық ғылыми кеңістікте орналасуына, қазақстандық ғылымда жаңа ғылыми бағыттың қалыптасуына, қазақстандық ғылыми мектептің беделін нығайтуға, халықаралық ғылыми байланыстар мен Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің халықаралық бәсекеге, тұтастай заң ғылымына қабілеттілігіне, халықаралық құқық теориясы саласындағы пәнаралық және салааралық ғылыми зерттеулерді дамытуға негізделген. Жобаның тиімділігі компоненттерді жаңарту, қазақстандық университеттер мен ЖОО ғылымына, гуманитарлық және әлеуметтік пәнаралық зерттеулерге сенім индексін арттыру және тағы басқалар болып табылады.

Результаты научного исследования могут быть применены в международном праве, международном образовательном праве, педагогике высшей школы, в научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности, в различных теоретических исследованиях (монографическом, диссертационном, др.) Итоги проекта будут полезны для обоснования и развития современной государственной идеологии в области высшего и послевузовского образования.

Ғылыми зерттеу нәтижелері халықаралық құқықта, халықаралық білім беру құқығында, жоғары мектеп педагогикасында, ғылыми-педагогикалық және ғылыми-зерттеу қызметінде, әртүрлі теориялық зерттеулерде (монографиялық, диссертациялық және т.б.) қолданылуы мүмкін. Жобаның қорытындылары жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім беру саласындағы қазіргі заманғы мемлекеттік идеологияны негіздеу және дамыту үшін пайдалы болады.

UDC indices
8.1 Фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования проблем образования, науки, культуры и спорта в XXI веке
International classifier codes
10.87.27;
Key words in Russian
международное право; международное образовательное право; право международных организаций; права человека; цели устойчивого развития; история международного права;
Key words in Kazakh
халықаралық құқық; халықаралық білім беру құқығы; халықаралық ұйымдардың құқығы; адам құқықтары; тұрақты даму мақсаттары; халықаралық құқық тарихы;
Head of the organization Сыдыков Ерлан Батташевич доктор исторических наук / Профессор
Head of work Тлепина Шолпан Валерьевна Доктор юридических наук / профессор