Inventory number IRN Number of state registration
0224РК00224 AP15473191-OT-24 0122РК00898
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Заключительный Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 0
International publications: 4 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 2
Number of books Appendicies Sources
1 4 16
Total number of pages Patents Illustrations
98 0 5
Amount of funding Code of the program Table
7973243 AP15473191 0
Name of work
Духовно-культурные ценности исламского образования в современном светском обществе: на примере стран Центральной Азии
Report title
Type of work Source of funding The product offerred for implementation
Fundamental Метод, способ
Report authors
Смагулов Мурат Нурмухамбетович , Муминов Аширбек Курбанович ,
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева"
Abbreviated name of the service recipient НАО "ЕНУ им.Л.Н.Гумилева"
Abstract

Объектом исследования являются духовно-культурные ценности исламского образования в современном светском обществе стран Центральной Азии.

Орталық Азия елдерінде қазіргі зайырлы қоғамдағы ислам білімінің рухани-мәдени құндылықтары.

Выявить ключевые факторы влияния исламского образования на духовно-культурные ценности личности, определить ее возможности в формировании и трансформации сознания, представить оптимальную модель исламского образования для современного казахстанского общества.

Ислам білімінің тұлғаның рухани-мәдени құндылықтарына әсер етуінің негізгі факторларын анықтау, сананы қалыптастыру мен өзгертудегі оның мүмкіндіктерін белгілеу, қазіргі қазақстандық қоғам үшін ислам білімінің оңтайлы моделін ұсыну.

Методы исследования базировались на междисциплинарном подходе и принципах непредвзятости с точки зрения образования и обучения. В связи с чем были применены следующие методы: системный подход, анализ, аналогия, синтез, сопоставление; методы социологического исследования; методы полевого исследования; методы исламской антропологии; методы духовного и культур-философского анализа; метод психолого-педагогического и религиозно-эмпирического анализа; методы исламского рационализма; метод феноменологии религии.

Зерттеу әдістері білім беру және оқыту тұрғысынан пәнаралық тәсіл мен бейтараптық қағидаттарына негізделді. Осыған байланысты келесі әдістер қолданылды: жүйелік тәсіл, талдау, ұқсастық, синтез, салыстыру; әлеуметтанулық зерттеу әдістері; далалық зерттеу әдістері; ислам антропологиясының әдістері; рухани және мәдени-философиялық талдау әдістері; психологиялық-педагогикалық және діни-эмпирикалық талдау әдісі; ислам рационализмінің әдістері; дін феноменологиясының әдісі.

Впервые проанализирована духовно-культурная составляющая исламского образования и воспитания личности через призму традиционных ценностей религии, интерпретации и привитии в сознание молодежи догм и норм ислама через религиозное образование в современном светском обществе. Выявлен потенциал религиозного образования в контексте формирования нового толерантного сознания, социализации и дерадикализации молодежи, подверженной к влиянию чуждой для казахстанцев идеологии. Выявлены ключевые недостатки и слабые стороны имеющихся моделей исламского образования с точки зрения привития духовно-культурных ценностей, зиждущихся на преемственности поколений, почитании традиций предков, прогрессивного развития, критического мышления, непрерывного образования на протяжении всей жизни, свойственных населению Центральной Азии. Предложены действенные и современные методы искоренения искаженного понимания и толкования исламских ценностей среди последователей нетрадиционных исламских течений.

Алғаш рет діни құндылықтар тұрғысынан ислам білімінің және тұлға тәрбиесінің рухани-мәдени құрамдас бөлігі талданды, қазіргі зайырлы қоғамда діни білім арқылы жастардың санасына ислам қағидалары мен нормаларын интерпретациялау және сіңіру мәселелері қарастырылды. Жаңа толерантты сананы қалыптастыру, қазақстандықтарға жат идеологияның ықпалына ұшыраған жастарды әлеуметтендіру және дерадикализациялау контексінде діни білімнің әлеуеті анықталды. Ұрпақтар сабақтастығына, ата-баба дәстүрлерін құрметтеуге, прогрессивті дамуға, сыни ойлауға, Орталық Азия халқына тән өмір бойы үздіксіз білім алуға негізделген рухани-мәдени құндылықтарды сіңіру тұрғысынан қолданыстағы ислам білімі модельдерінің негізгі кемшіліктері мен әлсіз жақтары анықталды. Дәстүрлі емес ислам ағымдарын ұстанушылар арасында ислам құндылықтарын бұрмалап түсіну мен түсіндіруді жоюдың тиімді және заманауи әдістері ұсынылды.

Не предусмотрено

Қарастырылмаған

В рамках НИП опубликованы 2 научные статьи в международных рецензируемых журналах, имеющих процентиль по CiteScore в базе данных Scopus не менее 35; по результатам полевых исследований опубликованы 3 научные статьи в международных научно-практических конференциях, а также 1 раздел в сборнике международного форума.

ҒЗЖ аясында Scopus дерекқорында CiteScore бойынша пайыздық көрсеткіші кемінде 35 болатын халықаралық рецензияланатын журналдарда 2 ғылыми мақала жарияланды; далалық зерттеулер нәтижелері бойынша халықаралық ғылыми-практикалық конференцияларда 3 ғылыми мақала, сондай-ақ халықаралық форум жинағында 1 бөлім жарияланды.

Полученные результаты научно-исследовательского проекта будут эффективными с научной и практической точки зрения не только в Казахстане, но и в ряде стран Центральной Азии, а также позволят расширить методы исламского образования и образовывания личности в светском обществе. Впервые разработана и подготовлена специализированная программа обучения, нацеленная на привитие традиционных исламских ценностей и норм шариата для детей и последователей нетрадиционных религиозных течений исламского толка. Выявлены альтернативные модели исламского образования религиозно безграмотной молодежи, определены ключевые мотивы конверсии от традиционного понимания религиозных догм к нетрадиционному и на основе этого выработаны эффективные концепты социализации и приобщению к духовно-культурным нормам в светском обществе.

Ғылыми-зерттеу жобасының алынған нәтижелері тек Қазақстанда ғана емес, сонымен қатар бірқатар Орталық Азия елдерінде де ғылыми және практикалық тұрғыдан тиімді болады, сондай-ақ зайырлы қоғамда исламдық білім беру мен тұлғаны тәрбиелеу әдістерін кеңейтуге мүмкіндік береді. Дәстүрлі емес діни ағымдардың балалары мен ізбасарларына дәстүрлі ислам құндылықтары мен шариғат нормаларын сіңіруге бағытталған мамандандырылған оқу бағдарламасы алғаш рет әзірленіп, дайындалды. Діни сауатсыз жастарға арналған исламдық білім берудің балама модельдері анықталды, діни догмаларды дәстүрлі түсінуден дәстүрлі емес түсінуге көшудің негізгі себептері айқындалды және осының негізінде зайырлы қоғамда әлеуметтену мен рухани-мәдени нормаларға үйретудің тиімді тұжырымдамалары әзірленді.

Результаты исследования представлены в виде научно-практических рекомендаций для средних и высших исламских учебных заведений Республики Казахстан, Комитета по делам религий МКИ РК, Комитета науки МНВО РК, Отделу религиозного образования и подготовки кадров ДУМК.

Зерттеу нәтижелері Қазақстан Республикасының орта және жоғары ислам оқу орындарына, ҚР Мәдениет және ақпарат министрлігінің Дін істері комитетіне, ҚР Білім және ғылым министрлігінің Ғылым комитетіне, ҚМДБ-ның Діни білім және кадр даярлау бөліміне арналған ғылыми-практикалық ұсыныстар түрінде ұсынылған.

UDC indices
13:29:37
International classifier codes
21.21.25; 21.21.31; 21.31.51; 21.41.63; 14.07.07;
Readiness of the development for implementation
Key words in Russian
Духовность; культура; исламское образование; современное общество; религиозное сознание; образовательно-воспитательный процесс; Центральная Азия;
Key words in Kazakh
Руханият; мәдениет; ислам білімі; қазіргі қоғам; діни сана; үйрету-тәрбие процес; Орталық Азия;
Head of the organization Сыдыков Ерлан Батташевич доктор исторических наук / Профессор
Head of work Смагулов Мурат Нурмухамбетович Phd / нет
Native executive in charge