Inventory number IRN Number of state registration
0224РК01095 AP14872130-OT-24 0122РК00866
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Заключительный Gratis Number of implementation: 3
Implemented
Publications
Native publications: 9
International publications: 2 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Number of books Appendicies Sources
1 11 45
Total number of pages Patents Illustrations
145 0 20
Amount of funding Code of the program Table
18881962 AP14872130 5
Name of work
Формирование профессионального самоопределения студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) как национальная стратегия в области инклюзивного образования в Республике Казахстан
Report title
Type of work Source of funding The product offerred for implementation
Fundamental Методическая документация
Report authors
Магауова Акмарал Сабитоллаевна , Қасен Гульмира Аманқызы , Сыргакбаева Акмарал Салимжановна , Садвакасова Зухра Маратовна , Кудайбергенова Алия Маликовна , Алгожаева Нурсулу Сеиткеримовна , махамбетова жамиля таргыновна , Сеилханова Макпал Есенгалиевна ,
0
0
1
1
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Казахский национальный университет имени аль-Фараби"
Abbreviated name of the service recipient НАО "КазНУ им. аль-Фараби"
Abstract

Oбъект исследoвaния – прoцесс формирования готовности студентов с ООП к профессиональному самоопределению в условиях университетского образования.

Зерттеу нысаны - Ерекше білім беруді қажет ететін студенттерді университеттік білім беру жағдайында кәсіби өзін-өзі анықтауға дайындығын қалыптастыру процесі.

Цель Проекта: научное обоснование и практическая реализация программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса формирования готовности студентов с ООП к профессиональному самоопределению с учетом стратегии инклюзивного образования в Республике Казахстан.

Жобаның мақсаты: ҚР инклюзивті білім беру стратегиясын есепке ала отырып, ЕБҚ бар студенттерінің кәсіби өзін –өзі анықтауға даярлығын қалыптастыру процесін педагогикалық-психологиялық сүйемелдеу, бағдарламалы-әдістемелік қамтамасыз етуді ғылыми негіздеу және практикалық жүзеге асыру.

Методы или методология проведения работы: монографический метод, прогностические методы, эмпирические методы, диагностические, праксимметрические методы, статистические методы исследования, междисциплинарные методы и методики экспериментального исследования.

Жұмысты жүргізудің әдістері немесе әдіснамасы: монографиялық әдіс, болжамдық әдістер, эмпирикалық әдістер, диагностикалық, праксимметриялық әдістер, статистикалық зерттеу әдістері, пәнаралық әдістер және эксперименттік зерттеу әдістері.

Изданы монография (1), учебно-методическое пособие (1), методическое пособие (1), статьи в журналах КОКСНВО МНВО РК (4), отечественных статей - 25, зарубежных статей - 6, на стадии публикации находиться одна (1) статья в журнале, индексируемом в базе Scopus, разработаны Комплексная Программа процесса формирования профессионального самоопределения студентов с ООП; Методика проведения мониторинга и социологического исследования по выявлению уровня сформированности профессионального самоопределения студентов с ООП; Программа курсов повышения квалификации для преподавателей вузов РК по проблемам инклюзивного образования; описаны инновационные профессионально-ориентированные технологии психолого-педагогического сопровождения студентов с ООП. Научная новизна заключается в комплексном междисциплинарном исследовании проблем правового развития инклюзивного образования, системы защиты прав лиц с ООП в Республики Казахстан и разработки на основе изучения казахстанского и зарубежного опыта рекомендаций, имеющих теоретическую и практическую значимость для формирования готовности студентов с ООП к профессиональному самоопределению.

Зерттеу бойынша жарияланды: 1 монография, 1 оқу-әдістемелік құрал, 1 әдістемелік құрал, ҚР ҒЖБМ БҒСБК журналдарында 4 мақала, отандық мақалалар – 25, шетелдік мақалалар – 6, Scopus базасында индекстелетін журналда 1 мақала жарияланым сатысында; ЕБҰ бар студенттердің кәсіби өзін-өзі анықтауын қалыптастыру процесінің кешенді бағдарламасы; ЕБҰ бар студенттердің кәсіби өзін-өзі анықтауының қалыптасу деңгейін анықтау бойынша мониторинг және социологиялық зерттеу жүргізу әдістемесі; инклюзивті білім беру мәселелері бойынша ҚР жоғары оқу орындарының оқытушылары үшін біліктілікті арттыру курстарының бағдарламасы; ЕБҰ бар студенттерді психологиялық-педагогикалық қолдаудың инновациялық кәсіби бағытталған технологиялары сипатталды. Ғылыми жаңалық инклюзивті білім берудің құқықтық даму проблемаларын, Қазақстан Республикасында ЕБҰ бар адамдардың құқықтарын қорғау жүйесін кешенді пәнаралық зерттеуден және ЕБҰ бар студенттердің кәсіби өзін-өзі анықтауға дайындығын қалыптастыру үшін теориялық және практикалық маңызы бар ұсынымдарды қазақстандық және шетелдік тәжірибені зерттеу негізінде дайындаудан тұрады.

Формирование у студентов с ООП социальных навыков и компетенций значительно расширяют возможности для их трудоустройства, социализации, самореализации, конкурентноспособности в условиях рынка. Разработан диагностический инструментарий мониторинга социально-психологического развития студентов с ООП, описаны и апробированы инновационные профессионально-ориентированные технологии их психолого-педагогического сопровождения.

ЕБҚ бар студенттердің әлеуметтік дағдылары мен құзыреттерін қалыптастыру оларды нарық жағдайында жұмысқа орналастыру, әлеуметтендіру, өзін-өзі жүзеге асыру, бәсекеге қабілеттілік мүмкіндіктерін едәуір кеңейтеді. ЕБҚ бар студенттердің әлеуметтік-психологиялық дамуын бақылаудың диагностикалық құралдары жасалды, оларды психологиялық-педагогикалық қолдаудың инновациялық кәсіби бағдарланған технологиялары сипатталды және сыналды.

Результаты внедрены в организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ООП в условиях вузовского обучения. Изданные учебно-методические пособия, практико-ориентированные выводы и рекомендации используются в подготовке специалистов в сфере социально-педагогической работы, на курсах повышения квалификации преподавателей вузов. Апробированные тренинги проводятся на базе Центров психологического консультирования, Центров реабилитации лиц с инвалидностью.

Нәтижелер ЖОО-да ЕБҚ бар студенттерді психологиялық-педагогикалық сүйемелдеуді ұйымдастыруға енгізілді. Жарияланған оқу-әдістемелік құралдар, тәжірибеге бағдарланған қорытындылар мен ұсынымдар әлеуметтік-педагогикалық жұмыс саласындағы мамандарды даярлауда, ЖОО оқытушыларының біліктілігін арттыру курстарында пайдаланылады. Сынақтан өткізілген тренингтер психологиялық кеңес беру орталықтарының, мүгедектігі бар адамдарды оңалту орталықтарының базасында өткізіледі.

Полученные результаты позволили изучить и описать зарубежный и отечественный опыт состояния высшего инклюзивного образования, выявить реальные социально-психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением и трудоустройством выпускников – лиц с ООП. Привлечь внимание администрации университета в укреплении материально-технической базы в создании безбарьерной среды для обучения студентов с ООП.

Алынған нәтижелер жоғары инклюзивті білім беру жағдайының шетелдік және отандық тәжірибесін зерделеуге және сипаттауға, ЕБҚ бар түлектердің кәсіби өзін-өзі анықтауы мен жұмысқа орналасуына байланысты нақты әлеуметтік – психологиялық проблемаларды анықтауға мүмкіндік берді. ЕБҚ бар студенттерді оқыту үшін кедергісіз орта құруда материалдық-техникалық базаны нығайтуда университет әкімшілігінің назарын аудару.

Процесс психолого-педагогического сопровождения студентов с ООП, лиц с инвалидностью в системе высшего профессионального образования; профессиональная подготовка специалистов для работы в условиях инклюзивного образования.

Ерекше білім беруді қажет ететін студенттерді, жоғары кәсіби білім беру жүйесінде мүгедектігі бар адамдарды психологиялық-педагогикалық сүйемелдеу процесі; инклюзивті білім беру жағдайында жұмыс істеу үшін мамандарды кәсіптік даярлау.

UDC indices
37.047
International classifier codes
14.35.07;
Readiness of the development for implementation
Key words in Russian
лица с ООП; профессиональное самоопределение; высшее профессиональное образование; инклюзивное образование; психолого-педагогическое сопровождение;
Key words in Kazakh
ЕБҚ ететін тұлғалар; кәсіби өзін –өзі анықтау; жоғары кәсіби білім беру; инклюзивті білім беру; психологиялық-педагогикалық қолдау;
Head of the organization Айтжанова Жамила Нурматовна доктор экономических наук / доцент
Head of work Магауова Акмарал Сабитоллаевна Доктор педагогических наук / профессор
Native executive in charge