Inventory number IRN Number of state registration
0223РК00676 AP09057847-OT-23 0121РК00364
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Заключительный Gratis Number of implementation: 2
Implemented
Publications
Native publications: 3
International publications: 6 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 1
Number of books Appendicies Sources
1 2 116
Total number of pages Patents Illustrations
84 0 4
Amount of funding Code of the program Table
16500000 AP09057847 17
Name of work
Формирование и развитие экономики знаний в условиях цифровизации Республики Казахстан: концептуальные основы и перспективы реализации
Report title
Type of work Source of funding The product offerred for implementation
Fundamental Модель
Report authors
Товма Наталия Александровна , Тлеппаев Арсен Молдагалиевич , Шуренов Нурсултан Бекетович , Мищенко Инна , Scalabrin Bianchi Isaías ,
0
0
1
2
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Казахский национальный университет имени аль-Фараби"
Abbreviated name of the service recipient НАО "КазНУ им. аль-Фараби"
Abstract

Объект исследования – экономика, основанная на знаниях.

Зерттеу нысаны-білімге негізделген экономика.

Цель работы – разработка теоретических положений и практических рекомендаций формирования и развития экономики знаний в условиях цифровизации и коронакризиса для достижения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни людей в Республике Казахстан.

Жұмыстың мақсаты-Қазақстан Республикасында тұрақты экономикалық өсуге қол жеткізу және адамдардың өмір сүру сапасын жақсарту үшін цифрландыру және коронадағдарыс жағдайында білім экономикасын қалыптастыру мен дамытудың теориялық ережелері мен практикалық ұсынымдарын әзірлеу.

Исследование основано на применении следующих методов: обобщения, структурно-функциональный и системно-информационные методы, методы SWOT -анализа, сопоставительного анализа, контент-анализа, регрессионный анализ, статистические методы, методы экономико-математического моделирования.

Зерттеу келесі әдістерді қолдануға негізделген: жалпылау, құрылымдық-функционалдық және жүйелік-ақпараттық әдістер, SWOT талдау әдістері, салыстырмалы талдау, мазмұнды талдау, регрессиялық талдау, статистикалық әдістер, экономикалық-математикалық модельдеу әдістері.

обобщены концептуальные представления об обществе, основанном на экономике знаний и дана собственная трактовка понятию экономика знаний в результате изучения широкого пласта литературных источников, предложены новые формы организации производства и управления в условиях цифровизации на основе исследования основных направлений и форм проявлений экономики знаний, на основе анализа зарубежного опыта определены инструменты государственной поддержки экономики знаний в зарубежных странах, предложены направления и методы государственного регулирования экономики знаний в Республике Казахстан, предложена методика оценки экономики знаний в условиях цифровизации, разработана модель экономики знаний на основе применения цифровых технологий в Республике Казахстан, выявлены возможные направления совершенствования внедрения элементов экономики знаний, способствующие обеспечению экономического роста и улучшению качества жизни людей в условиях цифровизации и коронакризиса. Научная новизна заключается в том, что впервые предложены комплексно направления и методы государственного регулирования экономики знаний, разработана модель экономики знаний, основанная на цифровых технологиях и выявлены направления совершенствования экономики знаний в условиях кризиса.

Жұмыс нәтижелері және олардың жаңалығы: білім экономикасына негізделген қоғам туралы тұжырымдамалық идеялар жинақталып, әдеби дереккөздердің кең қабатын зерттеу нәтижесінде білім экономикасы ұғымына өзіндік түсінік берілді, білім экономикасының көріністерінің негізгі бағыттары мен формаларын зерттеу негізінде цифрландыру жағдайында өндіріс пен басқаруды ұйымдастырудың жаңа формалары ұсынылды, шетелдік тәжірибені талдау негізінде мемлекеттік басқару құралдары анықталды. шет елдердегі білім экономикасын қолдау, Қазақстан Республикасында білім экономикасын мемлекеттік реттеудің бағыттары мен әдістері ұсынылды, цифрландыру жағдайында білім экономикасын бағалау әдістемесі ұсынылды, Қазақстан Республикасында цифрлық технологияларды қолдану негізінде білім экономикасының моделі әзірленді, цифрландыру және коронадағдарыс жағдайында адамдардың экономикалық өсуін қамтамасыз етуге және өмір сүру сапасын жақсартуға ықпал ететін білім экономикасының элементтерін енгізуді жетілдірудің ықтимал бағыттары анықталды. жаңалығы - алғаш рет білім экономикасын мемлекеттік реттеудің кешенді бағыттары мен әдістері ұсынылды, цифрлық технологияларға негізделген білім экономикасының моделі жасалды және дағдарыс жағдайында білім экономикасын жетілдіру бағыттары анықталды.

Результаты исследования могут использоваться учреждениями здравоохранения, образования, научно-исследовательскими институтами и общества в целом, министерствами при разработке стратегий и программ экономического развития.

Нәтижелерді қолдану саласы. Зерттеу нәтижелерін денсаулық сақтау, білім беру мекемелері, ғылыми-зерттеу институттары және жалпы қоғам, министрліктер Экономикалық даму стратегиялары мен бағдарламаларын әзірлеу кезінде қолдана алады.

Результаты исследования могут использоваться министерствами, ведомствами для разработке программ экономического развития, при проведении дальнейших исследований и в деятельности высших учебных заведений. Имеется 4 актов внедрения результатов внедрения проекта в деятельности высших учебных заведений зарубежом. Marmara University (Турция, Стамбул), Политехнический университет Валенсии (Испания), РУДН (Российская Федерация).

Іске асыру бойынша ұсыныстар. Зерттеу нәтижелерін министрліктер, ведомстволар Экономикалық даму бағдарламаларын әзірлеу үшін, одан әрі зерттеулер жүргізу кезінде және жоғары оқу орындарының қызметінде пайдалана алады. Шетелде жоғары оқу орындарының қызметіне жобаны енгізу нәтижелерін енгізудің 4 актісі бар. Мармара университеті (Түркия, Стамбул), Валенсия Политехникалық университеті (Испания), РУДН (Ресей Федерациясы).

С помощью предложенного механизма внедрения элементов экономики знаний возможно снижать издержки и повышать эффективность и производительность труда.

Экономикалық тиімділік. Білім экономикасының элементтерін енгізудің ұсынылған механизмінің көмегімен шығындарды азайтуға және еңбек тиімділігі мен өнімділігін арттыруға болады.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования - реализация проекта обеспечит устойчивое экономическое развитие и улучшение качества жизни людей на основе применения знаний в условиях цифровизации, в том числе и в кризисных ситуациях.

Зерттеу объектісін дамыту туралы болжамды ұсыныстар - жобаны іске асыру цифрландыру жағдайында, оның ішінде дағдарыс жағдайында білімді қолдану негізінде адамдардың тұрақты экономикалық дамуын және өмір сүру сапасын жақсартуды қамтамасыз етеді.

UDC indices
332.05
International classifier codes
06.52.13;
Readiness of the development for implementation
Key words in Russian
экономика знаний; институциональная экономика; цифровая экономика; человеческий капитал; информация и знания;
Key words in Kazakh
білім экономикасы; институционалдық экономика; сандық экономика; адами капитал; ақпарат пен білім;
Head of the organization Рамазанов Тлеккабул Сабитович Доктор физико-математических наук / профессор
Head of work Товма Наталия Александровна кандидат экономических наук, доктор (PhD) в области экономики, теории управления / нет
Native executive in charge