Inventory number IRN Number of state registration
0323РК00854 AP19679666-KC-23 0123РК00503
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Implemented
Publications
Native publications: 0
International publications: 6 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 19545220 AP19679666
Name of work
Тифлоперевод как социально-ориентированный вид переводческой деятельности: подготовка специалистов-тифлопереводчиков
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Ескиндирова Маншук Жумабаевна
0
0
2
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева"
Abbreviated name of the service recipient НАО "ЕНУ им.Л.Н.Гумилева"
Abstract

Подготовка специалистов - тифлопереводчиков, имеющих навыки тифлокомментирования и способных описать предметы, ситуацию, аудиторию, окружающую среду слабовидящим людям на казахском, английском и русском языках.

Тифлокомментациялау дағдылары бар және заттарды, жағдайды, аудиторияны, қоршаған ортаны нашар көретін адамдарға қазақ, ағылшын және орыс тілдерінде сипаттауға қабілетті тифлокомментация мамандарын даярлау.

Цель проекта заключается в разработке эффективной методики дляреализации подготовки тифлопереводчиков на базе кафедры теории и практики перевода ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, посредством внедрения в образовательный процесс специализированных дисциплин и создания учебника, включающего в себя основные темы, необходимые для подготовки тифлопереводчика.

Жобаның мақсаты-ЕҰУ аударма теориясы мен практикасы кафедрасының базасында тифло аудармашыларды даярлауды жүзеге асырудың тиімді әдістемесін әзірлеу. Л. Н. Гумилева білім беру процесіне мамандандырылған пәндерді енгізу және тифло аудармашыны даярлауға қажетті негізгі тақырыптарды қамтитын оқулық жасау арқылы.

Теоретические методы исследования (аналитический, сравнительно-сопоставительный), практические методы (наблюдение, измерение, опрос, анкетирование)

Зерттеудің теориялық әдістері (Аналитикалық, салыстырмалы), практикалық әдістер (бақылау, өлшеу, сауалнама, сауалнама)

Коллективная монография «Инклюзивное образование: социальная адаптация людей с нарушением зрения через тифлоперевод», разработка веб-страницы «Тифлоперевод» со всей необходимой информацией о ходе проекта, проделанной работе, достижениях, публикациях, создание учебника «Тифлокомментирование» для обучения тифлопереводчиков, 2 статьи, в журналах, индексируемых базой Scopus с процентилем 35+ по CiteScore, 6 статей в отечественных изданиях, рекомендованных Комитетом по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования МНВО РК, 16 статей в сборниках материалов конференций международного и республиканского уровней.

"Инклюзивті білім беру: тифлоаударма арқылы көру қабілеті бұзылған адамдарды әлеуметтік бейімдеу" ұжымдық монографиясы, жобаның барысы, атқарылған жұмысы, жетістіктері, жарияланымдары туралы барлық қажетті ақпаратпен "Тифлоаударма" веб-бетін әзірлеу, тифлоаудармашыларды оқыту үшін "Тифлокомментация" оқулығын жасау, 2 мақала, Scopus базасымен 35 процентильмен индекстелетін журналдарда+ CITESCORE бойынша, ҚР ҰӘҚ ғылым және жоғары білім саласындағы сапаны қамтамасыз ету Комитеті ұсынған отандық басылымдардағы 6 мақала, Халықаралық және республикалық деңгейдегі конференциялар материалдарының жинақтарында 16 мақала.

Динамично развивающиеся процессы модернизации, интеграции и глобализации социально-коммуникативной инфраструктуры страны, идеологические, политические, экономические и социальные изменения требуют новых подходов к формированию здорового общества. Полученные результаты проекта могут повлиять на развитие казахстанской науки в целом, педагогики, лингвистики и переводоведения в частности, принося новые методики обучения. Результаты исследования и разработанный на их основе учебник по тифлокомментированию, а также методические рекомендации по использованию учебника повышают конкурентоспособность результатов, что в свою очередь, будет способствовать формированию новых социальных и экономических перспектив.

Елдің әлеуметтік-коммуникативтік инфрақұрылымын жаңғырту, интеграциялау және жаһандандырудың қарқынды дамып келе жатқан процестері, идеологиялық, саяси, экономикалық және әлеуметтік өзгерістер салауатты қоғамды қалыптастырудың жаңа тәсілдерін талап етеді. Жобаның алынған нәтижелері жалпы қазақстандық ғылымның, педагогиканың, лингвистиканың және аудармашылықтың дамуына әсер етіп, оқытудың жаңа әдістемелерін әкелуі мүмкін. Зерттеу нәтижелері және олардың негізінде әзірленген тифлокомментация бойынша оқулық, сондай-ақ оқулықты пайдалану бойынша әдістемелік ұсынымдар нәтижелердің бәсекеге қабілеттілігін арттырады, бұл өз кезегінде жаңа әлеуметтік және экономикалық перспективаларды қалыптастыруға ықпал етеді.

Инклюзивное образование, образование, наука

Инклюзивті білім, білім, ғылым

UDC indices
37.042.1
International classifier codes
14.43.00;
Key words in Russian
Инклюзивное образование; тифлоперевод; тифлокомментирование; тифлокомментарий; аудиодескрипция;
Key words in Kazakh
Инклюзивті білім беру; аудио аударма; аудио түсініктеме; аудио сипаттама; сипаттама;
Head of the organization Сыдыков Ерлан Батташевич доктор исторических наук / Профессор
Head of work Ескиндирова Маншук Жумабаевна Доктор PhD / нет