Inventory number IRN Number of state registration
0322РК01388 AP15473081-KC-22 0122РК00888
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 0
International publications: 0 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 2995456 AP15473081
Name of work
Разработка комплексной технологии производства дорожно-строительных материалов на основе отходов доменного производства
Type of work Source of funding Report authors
Applied Кунаев Вячеслав Александрович
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
НАО "Карагандинский индустриальный университет"
Abbreviated name of the service recipient НАО "КарИУ"
Abstract

Объектом исследования является технологический процесс производства гидрофобизированного обогащенного щебня на основе отходов доменного производства.

Зерттеу нысаны - домна өндірісінің қалдықтары негізінде гидрофобталған байытылған қиыршық тасты өндірудің технологиялық процесі.

Цель проекта – разработка и исследование инновационной технологии производства обогащенного гидрофобизированного щебня для строительства автодорог на основе отвального доменного шлака.

Жобаның мақсаты - үйінді домна қожы негізінде автожолдар салу үшін байытылған гидрофобтандырылған қиыршықтас өндірісінің инновациялық технологиясын әзірлеу және зерттеу.

При выполнении исследований по проекту были использованы следующие общенаучные методы: критический литературно-патентный анализ, морфологический анализ, теория планирования эксперимента, лабораторный эксперимент, корреляционный анализ, аппроксимация. Помимо обещенаучных методов для достижения планируемых результатов проекта использовался комплекс методов физико-механических испытаний щебня (испытания на дробимость, морозостойкость, водопоглощание).

Жоба бойынша зерттеулерді орындау кезінде келесі жалпы ғылыми әдістер қолданылды: сыни әдеби-патенттік талдау, морфологиялық талдау, экспериментті жоспарлау теориясы, зертханалық эксперимент, корреляциялық талдау, жуықтау. Жобаның жоспарланған нәтижелеріне қол жеткізу үшін жалпы ғылыми әдістерден басқа, қиыршық тасты физикалық-механикалық сынау әдістерінің кешені (ұсақтау, аязға төзімділік, суды сіңіру сынақтары) қолданылды.

Установлено морфологическое множество средств механизации и технологических процессов обогащения нерудных дорожно-строительных материалов на основе промышленных отходов по прочности зерен. Проведены экспериментальные исследования по оценке взаимосвязи насыпной плотности, морозостойкости, прочности и водопоглощения щебня на основе доменного шлака. Выполнена математическая обработка экспериментальных данных. Научная новизна проведенных исследований заключается: 1) в результатах анализа установленного морфологического множества средств механизации и технологий обогащения щебня для дорожного строительства; 2) в установленных математических зависимостях, взаимосвязывающих физико-механические характеристики щебня на основе доменного шлака (водопоглощение, морозостойкость, прочность, насыпная плотность); 3) в полученных результатах оценки корреляционной связи данных физико-механических характеристик.

Өнеркәсіптік қалдықтар негізінде кенді емес жол-құрылыс материалдарын байытудың механикаландыру құралдары мен технологиялық процестерінің морфологиялық жиынтығы белгіленді. Үйінді тығыздығының, аязға төзімділіктің, беріктіктің және домна қожына негізделген қиыршық тастың суды сіңіруінің өзара байланысын бағалау бойынша эксперименттік зерттеулер жүргізілді. Эксперименттік деректерді математикалық өңдеу орындалды. Жүргізілген зерттеулердің ғылыми жаңалығы келесідей: 1) жол құрылысы үшін қиыршық тасты байытудың механикаландыру құралдары және технологияларының белгіленген морфологиялық жиынтығын талдау нәтижелерінде; 2) домна қожына негізделген қиыршық тастың физикалық-механикалық сипаттамаларын (суды сіңіру, аязға төзімділік, беріктік, сусымалы тығыздық) өзара байланыстыратын белгіленген математикалық тәуелділіктерде; 3) осы физика-механикалық сипаттамалардың корреляциялық байланысын бағалау нәтижелерінде.

Основным технико-экономическим показателем проекта является предлагаемая технология комплексного использования методов гидрофобизации и обогащения по прочности зерен для повышения физико-механических характеристик шлакового щебня. Применение данной технологии позволит позволит снизить водопоглощение шлакового щебня с 7-8% до 0,8-1%, уменьшить долю слабых (малопрочных) зерен и повысить морозостойкость. Экономический эффект будет достигнут за счет повышения добавленной стоимости шлакового щебня после обогащения и гидрофобизации.

Жобаның негізгі техникалық-экономикалық көрсеткіші қожды қиыршық тастың физикалық-механикалық сипаттамаларын арттыру үшін дәндердің беріктігі бойынша гидрофобизация және байыту әдістерін кешенді пайдаланудың ұсынылған технологиясы болып табылады. Бұл технологияны қолдану қожды қиыршық тастың суды сіңіруін 7-8%-дан 0,8-1%-ға дейін төмендетуге, әлсіз (беріктігі төмен) дәндердің үлесін азайтуға және аязға төзімділікті арттыруға мүмкіндік береді. Экономикалық әсер байыту мен гидрофобизациядан кейін қожды қиыршық тастың қосымша құнын арттыру арқылы қол жеткізіледі.

Реализация проекта позволит получить новый материал для строительства автомобильных дорог на основе отходов доменного производства – шлаковый щебень, обладающий улучшенными показателями качества (более высокая прочность, морозостойкость и водостойкость по сравнению с обычным шлаковым щебнем). Экономическая эфективность реализуемого проекта достигается за счет того, что переработка отходов черной металлургии при производстве шлакового щебня обеспечит экономию денежных средств на приобретение и нерентабельную транспортировку дорогостоящего природного щебня. Социальный эффект заключается в улучшении экологической ситуации в регионах с предприятими черной металлургии за счет уменьшения использования полигонов промышленных отходов, шлакоотвалов.

Жобаны іске асыру домна өндірісі қалдықтарының негізінде автомобиль жолдарын салу үшін жаңа материал алуға мүмкіндік береді. Бұл материал жақсартылған сапа көрсеткіштері бар (кәдімгі қожды қиыршық таспен салыстырғанда жоғары беріктік, аязға төзімділік және суға төзімділік) қожды қиыршық тас болып табылады. Іске асырылып жатқан жобаның экономикалық тиімділігіне қожды қиыршық тасты өндіру кезінде қара металлургия қалдықтарын қайта өңдеу қымбат табиғи қиыршық тасты сатып алуға және тиімсіз тасымалдауға ақшалай қаражатты үнемдеуді қамтамасыз ететіндігі есебінен қол жеткізіледі. Әлеуметтік әсер өнеркәсіптік қалдықтар полигондарын, қож үйінділерін пайдалануды азайту арқылы Қара металлургия кәсіпорындарымен өңірлердегі экологиялық жағдайды жақсарту болып табылады.

Областями применения результатов исследования являются дорожное строительство и черная металлургия. Целевыми потребителями будут предприятия черной металлургии, заинтересованные в переработке отходов производства, и дорожно-строительные организации, заинтересованные в повышении качества используемых стройматериалов, полученных на основе отходов.

Зерттеу нәтижелерін қолдану салалары жол құрылысы және қара металлургия болып табылады. Мақсатты тұтынушылар өндіріс қалдықтарын қайта өңдеуге мүдделі қара металлургия кәсіпорындары және қалдықтар негізінде алынған пайдаланылатын құрылыс материалдарының сапасын арттыруға мүдделі жол-құрылыс ұйымдары болады.

UDC indices
625.8
International classifier codes
87.53.13;
Key words in Russian
переработка металлургических отходов; дорожное строительство; доменный шлак; обогащение разнопрочных материалов; гидрофобизация;
Key words in Kazakh
металлургиялық қалдықтарды өңдеу; жол құрылысы; домна пешінің шлагы; әртүрлі беріктік материалдарын байыту; гидрофобизация;
Head of the organization Абдрасилов Болатбек Серикбаевич Доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук / профессор
Head of work Кунаев Вячеслав Александрович Phd / нет