Inventory number IRN Number of state registration
0322РК01077 AP14870449-KC-22 0122РК00364
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 1
International publications: 0 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 5357430 AP14870449
Name of work
Национальная модель опережающего инженерного образования и ее роль в технологической модернизации Казахстана
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Денисова Оксана Касымовна
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
НАО "Восточно-Казахстанский технический университет имени Д. Серикбаева"
Abbreviated name of the service recipient НАО ВКТУ им. Д.Серикбаева
Abstract

Система управления высшим образованием Республики Казахстан, подготовка инженерных кадров

Қазақстан Республикасының жоғары білім беруді басқару жүйесі, инженерлік кадрларды даярлау

Создание национальной модели опережающего инженерного образования, обеспечивающей мировой уровень профессиональной квалификации личности, высокий уровень технологической восприимчивости общества, гарантирующей экономическую, техническую и технологическую безопасность Республики Казахстан.

Қазақстан Республикасының экономикалық, техникалық және технологиялық қауіпсіздігіне кепілдік беретін жеке тұлғаның кәсіби біліктілігінің әлемдік деңгейін, қоғамның жоғары технологиялық бейімділігін қамтамасыз ететін озық инженерлік білім берудің ұлттық үлгісін құру.

Для выполнения первой задачи использованы методы систематизации информации анализируемых литературных источников, среди них: метод анализа – способствовал выделению и изучению каждого из рассматриваемых подходов к дефинициям «инженерное образование» в отдельности; метод синтеза позволил объединить, согласно общим классификационным признакам, существующие, как правило, разрозненные подходы к данному определению; метод структурирования позволил организовать всю полученную информацию о подходах к определению «инженерное образование», удобную для понимания и дальнейшего интерпретирования.

Бірінші тапсырманы орындау үшін талданатын әдеби дереккөздердің ақпаратын жүйелеу әдістері қолданылды, олардың ішінде: талдау әдісі - "инженерлік білім беру" анықтамаларына қаралатын тәсілдердің әрқайсысын жеке бөліп көрсетуге және зерттеуге ықпал етті; синтез әдісі жалпы жіктеу белгілеріне сәйкес осы анықтамаға қолданыстағы, әдетте, әртүрлі тәсілдерді біріктіруге мүмкіндік берді; құрылымдау әдістері түсінуге және одан әрі түсіндіруге ыңғайлы "инженерлік білім беруді" анықтау тәсілдері туралы алынған барлық ақпаратты ұйымдастыруға мүмкіндік берді.

1. Систематизированы концепции современного инженерного образования для обеспечения необходимой целостности, которая способна обеспечить формирование комплекса компетенций современного инженера. Публикация статьи в отечественном издании, рекомендованном КОКСОН. 1.1 Обобщен категориальный аппарат по теме исследования. 1.2 Систематизирован зарубежный опыт о направленности на формирование готовности будущих выпускников-инженеров к инновационной деятельности. 1.3 Обоснована необходимость перехода от традиционной модели казахстанского инженерного образования к модели опережающей подготовки выпускников. Определены эффективные модели инженерного образования.

1. Заманауи инженерлік білім берудің тұжырымдамалары қазіргі заманғы инженердің құзыреттер кешенін қалыптастыруды қамтамасыз ете алатын қажетті тұтастықты қамтамасыз ету үшін жүйеленген. Мақаланы Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігінің Білім және ғылым саласындағы бақылау комитетінде ұсынылған отандық басылымда жариялау. 1.1 Зерттеу тақырыбы бойынша категориялық аппарат жинақталған. 1.2 Болашақ инженер-түлектердің инновациялық қызметке дайындығын қалыптастыруға бағытталған шетелдік тәжірибе жүйеленген. 1.3 Қазақстандық инженерлік білім берудің дәстүрлі моделінен түлектерді озық даярлау моделіне көшу қажеттілігі негізделген. Инженерлік білім берудің тиімді модельдері ананықталған.

нет

жоқ

Опубликована одна научная статья, в научном журнале Вестник Университета "Туран", рекомендованном Комитетом по обеспечению качеством в сфере образования и науки МНиВО.

ҒжЖБМ Ғылым және білім саласындағы сапаны қамтамасыз ету Комитетімен ұсынылған «Тұран» университетінің хабаршысы ғылыми журналында бір мақала басылымға шығарылды.

Комплексное использование результатов исследования будет способствовать обеспечению лидерских позиций инженерного казахстанского образования в мировом пространстве, а также станет фундаментом опережающей подготовки специалистов, конкурентоспособных на молодежном рынке труда.

Зерттеу нәтижелерін кешенді пайдалану әлемдік кеңістіктегі инженерлік қазақстандық білім берудің көшбасшылық позицияларын қамтамасыз етуге ықпал етеді, сондай-ақ жастар еңбек нарығында бәсекеге қабілетті мамандарды озық даярлаудың іргетасына айналады.

Основные положения и выводы научной работы могут быть использованы Министерством науки и высшего образования РК при разработке нормативно-правовых, программных документов и проектов в области развития инженерного образования. Ряд положений проекта может быть востребован государственными органами управления при разработке стратегических и индикативных планов социально-экономического развития регионов Казахстана.

Ғылыми жұмыстың негізгі ережелері мен қорытындыларын Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі инженерлік білім беруді дамыту саласындағы нормативтік, бағдарламалық құжаттарды және жобаларды әзірлеу кезінде пайдалана алады. Жобаның бірқатар ережелері Қазақстан аймақтарының әлеуметтік-экономикалық дамуының стратегиялық және индикативті жоспарларын әзірлеу кезінде мемлекеттік органдарға талап етілуі мүмкін.

UDC indices
371
International classifier codes
14.15.00;
Key words in Russian
система высшего образования; региональная экономика; экономический рост; инженерное образование; рынок труда;
Key words in Kazakh
жоғары білім беру жүйесі; аймақтық экономика; экономикалық өсу; инженерлік білім; еңбек нарығы;
Head of the organization Денисова Наталья Федоровна Кандидат физико-математических наук / Ассоциированный профессор (доцент)
Head of work Денисова Оксана Касымовна Кандидат экономических наук / ассоциированный профессор (доцент) по специальности «Экономика»