Inventory number IRN Number of state registration
0322РК00940 AP09261048-KC-22 0121РК00525
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 3
International publications: 2 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 6647640.66 AP09261048
Name of work
Формирование готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий
Type of work Source of funding Report authors
Applied Шумейко Татьяна Степановна
1
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество «Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы»
Abbreviated name of the service recipient НАО «КРУ имени Ахмет Байтұрсынұлы»
Abstract

Система формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий

Қашықтықтан білім беру технологияларын пайдалана отырып, болашақ педагогтердің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесі

На основе теоретического анализа обосновать, разработать и экспериментально проверить систему формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий

Теориялық талдау негізінде болашақ педагогтердің қашықтан білім беру технологияларын пайдалана отырып, мектеп оқушыларының техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесін негіздеу, әзірлеу және эксперименттік тұрғыда тексеру

1. Теоретические методы: 1) ретроспективный и теоретический анализ для определения истории и перспектив развития исследуемых феноменов в рамках проблемы формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ (техническое творчество, дистанционное образование и дистанционные технологии обучения, профессиональная готовность педагога); 2) теоретико-методологический анализ для обоснования исходных исследовательских позиций и обоснования методологии проектирования системы формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ; 3) понятийно-терминологический анализ для определения понятийного поля проблемы; 4) системный анализ для обеспечения целостного рассмотрения проблемы; 5) моделирование для разработки исследуемой системы. 2. Эмпирические методы: 1) исследование и обобщение передового педагогического опыта по проблеме формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности и по проблеме развития технического творчества школьников; 2) констатирующий эксперимент по определению исходного уровня сформированности готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ; 3) формирующий эксперимент по практической реализации разработанной системы; 4) беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, метод экспертных оценок. 3. Методы статистической обработки результатов эксперимента.

1. Теориялық әдістер: 1) ҚБТ пайдалана отырып, болашақ педагогтердің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру проблемасы шеңберінде зерттелетін феномендердің (техникалық шығармашылық, қашықтықтан білім беру және қашықтықтан оқыту технологиялары, Педагогтің кәсіби дайындығы) тарихы мен даму перспективаларын анықтау мақсатындағы ретроспективті және теориялық талдау; 2) бастапқы зерттеу ұстанымдарын негіздеу және болашақ педагогтердің ҚБТ қолдану арқылы оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесін жобалау әдіснамасын негіздеу мақсатындағы теориялық-әдіснамалық талдау; 3) проблеманың ұғымдық өрісін айқындау мақсатындағы ұғымдық-терминологиялық талдау; 4) проблеманы тұтас қарауды қамтамасыз ету мақсатындағы жүйелік талдау; 5) зерттелетін жүйені әзірлеу мақсатындағы модельдеу. 2. Эмпирикалық әдістер: 1) педагогтердің кәсіптік қызметке дайындығын қалыптастыру мәселесі бойынша және оқушылардың техникалық шығармашылығын дамыту мәселесі бойынша озық педагогикалық тәжірибені зерттеу және жинақтау; 2) болашақ педагогтердің ҚБТ пайдалана отырып оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығының бастапқы деңгейін анықтау бойынша белгілеу эксперименті; 3) әзірленген жүйені практикалық іске асыру бойынша қалыптастыру эксперименті; 4) әңгімелесу, байқау, сауалнама жүргізу, тестілеу, өзін-өзі бағалау, сараптамалық бағалау әдісі. 3. Эксперимент нәтижелерін статистикалық өңдеу әдістері.

Научная новизна проекта состоит в теоретико-методологическом обосновании, разработке и реализации системы формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ. Его принципиальное отличие от имеющихся в науке аналогов состоит в разработке системы, направленной на подготовку педагогов в высшей школе, в то время как в имеющихся немногочисленных научных трудах исследованы возможности развития технического творчества детей в дополнительном образовании с использованием ДОТ. Получены следующие результаты: Опубликовано учебное пособие "Развитие технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий" для студентов педагогических вузов. Выполнено теоретическое обоснование и разработка системы формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ. В 2022 году опубликовано две статьи в журналах, рекомендованных КОКСОН. Проводились рабочие совещания исследовательской группы проекта с целью обсуждения проектируемой системы и методики проведения педагогического эксперимента. Разработана методика проведения педагогического эксперимента по проверке эффективности системы. Опубликовано две статьи в сборнике материалов VII Международной научно-практической конференции «Членство в ВТО: перспективы научных исследований и международного рынка технологий» (г. Калгари, Канада, октябрь 2022 г.).

Жобаның ғылыми жаңалығы ҚБТ пайдалана отырып, болашақ педагогтердің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесін теориялық-әдіснамалық негіздеуден, әзірлеу мен жүзеге асырудан тұрады. Оның ғылымдағы аналогтардан түбегейлі айырмашылығы – жоғары мектепте педагогтерді даярлауға бағытталған жүйенің әзірленуінде, өз кезегінде, қазіргі уақытта қол жетімді аз ғана ғылыми еңбектерде ҚБТ көмегімен қосымша білім беруде балалардың техникалық шығармашылығын дамыту мүмкіндіктері зерттелген. Келесі нәтижелерге қол жеткізілді: Педагогикалық жоғары оқу орындарының студенттері үшін «Қашықтықтан білім беру технологияларын пайдалана отырып, оқушылардың техникалық шығармашылығын дамыту» оқу құралы жарияланды. ҚБТ қолдана отырып, болашақ мұғалімдердің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесін теориялық негіздеу және әзірлеу жүргізілді. 2022 жылы БҒССҚЕК ұсынған журналдарда екі мақала жарияланды. Жобаланатын жүйені және педагогикалық эксперимент жүргізу әдістемесін талқылау мақсатында жобаның зерттеу тобының жұмыс кеңестері өткізілді. Жүйенің тиімділігін тексеру үшін педагогикалық эксперимент жүргізу әдістемесі жасалды. «ДСҰ-ға мүшелік: ғылыми зерттеулер мен халықаралық технологиялар нарығының перспективалары» (Калгари қ., Канада, қазан 2022 ж.) VII Халықаралық ғылыми-практикалық конференциясының материалдар жинағында екі мақала жарияланды.

Понятийно-терминологический аппарат исследования, структурно-функциональные компоненты исследуемой системы, критериально-оценочный аппарат исследования формируемой готовности педагога и развития технического творчества школьников

Зерттеудің ұғымдық-терминологиялық аппараты, зерттелетін жүйенің құрылымдық-функционалдық компоненттері, педагогтің қалыптастырылатын дайындығын зерттеу мен мектеп оқушыларының техникалық шығармашылығын дамытудың критериалды-бағалау аппараты

Внедрение предполагается по завершении работы над проектом

Ендіру жоба бойынша жұмыстар аяқталатын уақытқа жоспарланып отыр

Определяется потребностями экономики в квалифицированных инженерно-технических кадрах, обусловливающих необходимость развития технического творчества школьников с целью их дальнейшего вовлечения в развитие экономики, техники и наукоемких технологий. Использование ДОТ в развитии технического творчества школьников обусловлено новыми вызовами современности, возникающими в мировом масштабе в связи с пандемией короновируса, определившей необходимость перехода на дистанционное и смешанное обучение в организациях образования всех видов и уровней, и с учетом специфики образовательного процесса по развитию технического творчества детей требует разработки специальной системы формирования готовности будущих педагогов.

Экономиканың білікті инженерлік-техникалық кадрларға қажеттілігімен анықталады, бұл мектеп оқушыларының экономиканы, техниканы және ғылымды қажетсінетін технологияларды дамытуға одан әрі тарту мақсатында олардың техникалық шығармашылығын дамытуды қажет етеді. Оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуда ҚБТ пайдалану коронавирус пандемиясына байланысты әлемдік ауқымда туындайтын, білім беру ұйымдарының барлық түрлері мен деңгейлерінде қашықтықтан және аралас оқытуға көшу қажеттілігін айқындаған қазіргі заманның жаңа сын-тегеуріндерімен негізделген және балалардың техникалық шығармашылығын дамыту бойынша білім беру процесінің ерекшелігін ескере отырып, болашақ педагогтердің дайындығын қалыптастырудың арнайы жүйесін әзірлеуді талап етеді.

Образование. Разработанные научно-методические материалы и рекомендации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузах. Разработанные материалы могут быть полезны для повышения квалификации педагогов дополнительного образования и учителей школ по использованию дистанционных образовательных технологий в организации педагогического процесса, направленного на развитие технического творчества школьников.

Білім беру. Әзірленген ғылыми-әдістемелік материалдар мен ұсыныстар жоғары оқу орындарында болашақ педагогтерді кәсіптік даярлау процесінде пайдаланылуы мүмкін. Әзірленген материалдар қосымша білім беру педагогтері мен мектеп мұғалімдерінің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға бағытталған педагогикалық процесті ұйымдастыруда қашықтықтан білім беру технологияларын қолдану бойынша біліктілігін арттыруға пайдалы болуы мүмкін.

UDC indices
14.35.07
International classifier codes
14.35.07;
Key words in Russian
дистанционные образовательные технологии; техническое творчество; дистанционное обучение; цифровые образовательные ресурсы; дополнительное образование; смешанное обучение;
Key words in Kazakh
қашықтықтан оқыту технологиялары; техникалық шығармашылық; қашықтықтан оқыту; сандық білім беру ресурстары; қосымша білім; аралас оқыту;
Head of the organization Куанышбаев Сеитбек Бекенович доктор географических наук / профессор
Head of work Шумейко Татьяна Степановна кандидат педагогических наук / ассоциированный профессор (доцент) по специальности 13.00 - Педагогика