Inventory number IRN Number of state registration
0322РК01057 AP14870088-KC-22 0122РК00376
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 4
International publications: 1 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 8824470 AP14870088
Name of work
Разработка и внедрение инновационной модели развития трансверсальных навыков будущих учителей (на основе опыта Финляндии, Эстонии)
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Асылбекова Марзия Пазиловна
0
2
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева"
Abbreviated name of the service recipient НАО "ЕНУ им.Л.Н.Гумилева"
Abstract

Развития трансверсальных навыков будущих учителей.

Болашақ мұғалімдердің трансверсалды дағдыларын дамыту.

Целью проекта является модификация теоретико-методологических основ, разработка и экспериментальная проверка инновационной модели развития трансверсальных навыков будущих учителей и методики ее внедрения в образовательный процесс вуза.

Жобаның мақсаты теориялық-әдіснамалық негіздерді модификациялау, болашақ мұғалімдердің трансверсалды дағдыларын дамытудың инновациялық моделін және оны ЖОО-ның білім беру процесіне енгізу әдістемесін әзірлеу және эксперименттік тексеру.

Анализ научной информации по изучению отечественного и зарубежного опыта формирования трансверсальных навыков в условиях VUCA-мира для определения теоретических и методологических механизмов формирования трансверсальных навыков, структур трансверсальных навыков у будущих учителей, изучение, систематизация и Форсайт-исследование нормативно-правовых актов, содержание философской, психолого-педагогической, методологической литературы в наукометрической базе данных методом SWOT-анализа - использованы методы анализа, сравнения, синтеза, моделирования.

Болашақ мұғалімдерде трансверсальды дағдыларды қалыптастырудың теориялық және әдіснамалық тетіктерін, трансверсальді дағдылардың құрылымдарын айқындау үшін VUCA-әлем жағдайында трансверсальді дағдыларды қалыптастырудың отандық және шетелдік тәжірибесін зерделеу бойынша ғылыми ақпаратқа талдау, нормативтік-құқықтық актілерді зерделеу, жүйелеу және Форсайт-зерттеу, SWOT-талдау әдісімен ғылымиметриялық деректер базасындағы философиялық, психологиялық-педагогикалық, әдіснамалық әдебиеттерді контент-талдау салыстыру, синтездеу, модельдеу әдістері пайдаланылды.

В результате контент-анализа, дифференциации проведенных отечественных и зарубежных научных исследований были проанализированы теоретические и методологические механизмы формирования трансверсальных навыков у будущих учителей, уточнены основные компоненты трансверсальных навыков; определены понятия «трансверсальные компетенции», «трансверсальный навык» и четыре направления качественных признаков, определяющих трансверсальные навыки: критическое мышление, творчество, коммуникативность, коллобаризация. В VUCA-мира проведен анализ научной информации по изучению отечественного и зарубежного опыта формирования трансверсальных навыков в условиях мира, определены структуры трансверсальных навыков и проведено Форсайт-исследование в ходе изучения, систематизации нормативно-правовых актов, наукометрическая база данных методом SWOT-анализа, мировой сравнительный контент-анализ системы развития трансверсальных навыков в высшем образовании Казахстана, Финляндии и Эстонии. В результате Контент-анализа: - подготовлено 4 научных статьи, опубликованых в сборнике материалов международной научно-практической конференции. - издан сборник аналитических материалов «Трансверсальные навыки будущих учителей».

Жүргізілген отандық және шетелдік ғылыми зерттеулерді контент-талдау, саралау нәтижесінде болашақ мұғалімдерде трансверсальды дағдыларды қалыптастырудың теориялық және әдіснамалық тетіктері талданып, трансверсальды дағдылардың негізгі компоненттері; «Трансверсальды дағды» ұғымы және трансверсальды дағдыларды анықтайтын сапалық белгілердің төрт бағыты нақтыланды: сыни ойлау, шығармашылық, коммуникативтілік, коллобаризация. VUCA-әлем жағдайында трансверсальді дағдыларды қалыптастырудың отандық және шетелдік тәжірибесін зерделеу бойынша ғылыми ақпаратқа талдау жүргізілді, трансверсальді дағдылардың құрылымдары айқындалды және нормативтік-құқықтық актілерді зерделеу, жүйелеу барысында Форсайт-зерттеу, SWOT-талдау әдісімен ғылымиметриялық деректер базасы, Қазақстан, Финляндия және Эстонияның жоғары білімінде трансверсальды дағдыларды дамыту жүйесіне әлемдік салыстырмалы контент-талдауы жүргізілді. Контент талдау нәтижесінде: - 4 ғылыми мақала дайындалып, халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдар жинағында жарық көрді. - «Болашақ мұғалімдердің трансверсалды дағдылары» атты аналитикалық материалдар жинағы баспадан шығарылды.

результаты проведенных исследований окажут существенное положительное влияние на совершенствование методов, средств и технологий развития трансверсальных навыков будущих учителей, что приведет к приумножению конкурентоспособного потенциала учителей в обществе и изменению его общественного сознания; практика интеграции технологии развития трансверсальных навыков будущих учителей в контексте глобализации образования будет способствовать достижению поставленных стратегических целей в развитии общества.

Жүргізілген зерттеу мен контент-талдау нәтижелері болашақ мұғалімдердің трансверсалды дағдыларын дамыту әдістерін, құралдары мен технологияларын жетілдіруге айтарлықтай оң әсер етеді, бұл қоғамдағы мұғалімдердің бәсекеге қабілетті әлеуетін арттыруға және оның қоғамдық санасын өзгертуге әкеледі; білім берудің жаһандануы контексінде болашақ мұғалімдердің трансверсалды дағдыларын дамыту технологиясын интеграциялау практикасы қоғам дамуында қойылған стратегиялық мақсаттарға қол жеткізуге ықпал ететін болады

Результаты исследования, отраженные в сборнике аналитических материалов «Трансверсальные навыки будущих учителей», включены в учебную программу дисциплины «Наукометрия».

«Болашақ мұғалімдердің трансверсалды дағдылары» аналитикалық материалдар жинағында көрініс тапқан зерттеу нәтижелері "Наукометрия" пәнінің оқу бағдарламасына енгізілді.

Новые навыки способствуют повышению уровня конкурентоспособности страны в целом, и научного сообщества Казахстана в частности, в особенности в сфере гуманитарных дисциплин.

Жаңа дағдылар тұтастай алғанда елдің және Қазақстанның ғылыми қоғамдастығының, атап айтқанда, гуманитарлық пәндер саласындағы бәсекеге қабілеттілік деңгейін арттыруға ықпал етеді.

Субъекты образовательного, научного и социального взаимодействия; социальные общественные организации, государственные органы, деятельность которых направлена на обеспечение карьерного роста субъектов профессионального труда в условиях конкуренции в соответствии с международными стандартами.

Білім беру, ғылыми және әлеуметтік өзара іс-қимыл субъектілері; қызметі халықаралық стандарттарға сәйкес бәсекелестік жағдайында кәсіптік еңбек субъектілерінің мансаптық өсуін қамтамасыз етуге бағытталған әлеуметтік қоғамдық ұйымдар, мемлекеттік органдар.

UDC indices
378
International classifier codes
14.35.07;
Key words in Russian
трансверсальность; трансверсальные навыки; критическое и инновационное мышление; глобальное гражданство; кооперация и коммуникация; метакогнитивные навыки; трансверсальные компетенции; развитие трансверсальных навыков;
Key words in Kazakh
трансверсалдылық; трансверсалды дағды; сыни және инновациялық ойлау; жаһандық азаматтық; кооперация және коммуникация; метакогнитивті дағды; трансверсалды құзыреттілік; трансверсалды дағдыны дамыту;
Head of the organization Сыдыков Ерлан Батташевич доктор исторических наук / Профессор
Head of work Асылбекова Марзия Пазиловна педагогика ғылымдарының кандидаты / қауымдастырылған профессор