Inventory number IRN Number of state registration
0322РК00352 AP13268850-KC-22 0122РК00184
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 0
International publications: 0 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 2992702 AP13268850
Name of work
Аспекты обучения языковой личности М. Ауэзова в образовании
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Кушкимбаева Айнур Серикбаевна
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
НАО "Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова" Министерства образования и науки РК
Abbreviated name of the service recipient АРУ им. К.Жубанова
Abstract

Специфика аспектов обучения языковой личности

Тілдік тұлғаны оқыту аспектілерінің ерекшелігі

Раскрытие семантических, когнитивных и прагматических особенностей языковой личности писателя, определение теоретического понятия проблемы языковой личности с изучением аспектов обучения драматическим произведениям, рассмотрение связей между языковой личностью и читателем с практической целью, определение прагмастилистической основы языковой личности, выявление эффективных педагогических условий, влияющих на конкурентоспособность обучающихся в рамках языковой личности.

Қаламгердің тілдік тұлғасының семантикалық, когнитивтік және прагматикалық ерекшеліктерін ашу, драмалық шығармаларын оқытудың аспектілерін зерделей отырып, тілдік тұлға мәселесінің теориялық ұғымын анықтау, тәжірибелік мақсатта тілдік тұлға мен оқырман арасындағы байланысты қарастыру, тілдік тұлғаның прагмастилистикалық негізін айқындау, білім алушылардың бәсекеге қабілеттілігіне әсер ететін тиімді педагогикалық шарттарды тілдік тұлға аясында анықтау

Разработан теоретический анализ данных, методологической базы и методов исследования, относящихся к теме проекта.Теоретический анализ данных, относящихся к теме проекта: в соответствии с государственными образовательными стандартами, каждый выпускник средней школы должен уметь аргументировать свою точку зрения в ходе диалога, кратко излагать содержание прочитанного или прослушанного текста. Но опыт преподавателей казахского языка и литературы показывает, что студенты часто сталкиваются с трудностями в формулировании своих взглядов, сопоставлении аргументов и контраргументов, обобщении полученной информации. В процессе общения отсутствует обращение к знаниям, полученным по другим предметам, осознание межпредметных связей. Мы заметили, что комплексное решение этих проблем предлагает теория «языковой личности".

Зерттеудің методологиялық базасы мен әдістерін әзірленді. Біздің жобамызда жеке тұлғаға бағытталған оқыту әдістерін қолданудың тиімділігі анықталды. Тұлғаға бағытталған тәсіл – идеялар мен іс-қимыл тәсілдері жүйесіне сүйену арқылы өзін-өзі тану, өзін-өзі құру және өзін-өзі жүзеге асыру процестерін қамтамасыз етуге және қолдауға мүмкіндік беретін педагогикалық қызметтегі әдіснамалық бағдар. Тұлғаға бағытталған оқыту технологиясының маңызды ерекшелігі –шығармашылық даралықты және жеке тұлғаның интеллектуалды-адамгершілік бостандығын дамытуда, мұғалім мен оқушылардың бірлескен тұлғалық өсуінде.

В проекте языковая личность М. Ауэзова в драматических произведениях впервые будет комплексно рассмотрена в рамках новых направлений казахского языкознания и научится обосновывать выводы новых направлений исследований в языковой науке; -Через вербально-семантический уровень языковой личности М. Ауэзова определена прагматическая функция и культурная функция паремиологических структур, прецедентных феноменов, сравнений, афоризмов; формируются интегративные знания обучающихся с указанием специфики использования феномена сентенции художника в создании «языковой картины мира» Результаты исследования были обсуждены на онлайн-конференции в Лондоне, опубликованы в материалах конференции и выданы сертификаты. https://ojs.publisher.agency/index.php/SRED/issue/view/5 Development» (November 03-04, 2022). London, England, 2022 «Научные исследования и экспериментальные разработки» (03-04 ноября 2022 г.). Лондон, Англия, 2022 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode Дата публикации: 5 ноября 2022

Жобада М. Әуезовтің драмалық шығармаларындағы тілдік тұлғасы алғаш рет қазақ тіл білімінің жаңа бағыттарының аясында кешенді түрде қарастырылып, тіл ғылымындағы жаңа зерттеу бағыттарының тұжырымдарын негіздеуді үйренеді; – М. Әуезов тілдік тұлғасының вербалды-семантикалық деңгейі арқылы паремиологиялық құрылымдардың, прецеденттік феномендердің, теңеулердің, афоризмдердің прагматикалық қызметі мен мәдени функциясы анықталды; «Әлемнің тілдік бейнесін» жасаудағы суреткердің сентенция құбылысын қолдану ерекшелігі көрсетіле отырып, білім алушылардың интегративті білімі қалыптастырылады ; Зерттеу нәтижесі Лондон қаласында өткен онлайн-конференцияда талқыланып, конференция материалдарында жарияланды және сертификат берілді. https://ojs.publisher.agency/index.php/SRED/issue/view/5 Development» (November 03-04, 2022). London, England, 2022 «Научные исследования и экспериментальные разработки» (03-04 ноября 2022 г.). Лондон, Англия, 2022 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode Жарияланған күні: 5 қараша 2022

-

-

Понимание проблемы, общий обзор опыта ученых, психологов и философов в контексте изучения формирования языковой личности в условиях реформирования образования. Отобраны и обобщены отечественные, зарубежные публикации, касающиеся обучения вербально-семантическому, лингвокогнитивному, прагматическому уровням языковой личности. (01.05.2022 - 31.07.2022) Отобраны и обобщены отечественные, зарубежные публикации, касающиеся обучения вербально-семантическому, лингвокогнитивному, прагматическому уровням языковой личности. Установлено, что содержание теории проблемы "языковой личности" является многогранной и многокомпонентной парадигмой. Установлено, что содержание теории проблемы "языковой личности" является многогранной и многокомпонентной парадигмой. Исследованы работы таких ученых, Как й. Вайсбергер, В. Виноградов, А. Леонтьев, г. Богин, В. Красных, Ю. Караулов, В. Нерознак, А. Ворожбитова, А. Ислам и др., изучавших модель» языковой личности". Проанализировав приведенные выше мнения о языковой личности, мы взяли за основу в нашей исследовательской работе трехуровневую модель Ю. Караулова. Также выявлена методологическая основа формирования языковой личности: - личностно-ориентированный подход - коммуникативный подход - системный подход - творческий подход

Мәселені түсіну, білім беруді реформалау жағдайында тілдік тұлғаның қалыптасуын зерттеу контекстінде ғалымдардың, психологтардың және философтардың тәжірибесіне жалпы шолу жасау Тілдік тұлғаның вербальды-семантикалық, лингвокогнитивтік, прагматикалық деңгейлерін оқытуға қатысты отандық, шетелдік жарияланымдар іріктеліп, жинақталды. (01.05.2022 - 31.07.2022) Тілдік тұлғаның вербальды-семантикалық, лингвокогнитивтік, прагматикалық деңгейлерін оқытуға қатысты отандық, шетелдік жарияланымдар іріктеліп, жинақталды. «Тілдік тұлға» мәселесінің теориясының мазмұны көпқырлы әрі көпқұрамды парадигма екені анықталды. «Тілдік тұлға» моделін зерттеген Й. Вейсбергер, В. Виноградов, А. Леонтьев, Г. Богин, В. Красных, Ю. Караулов, В. Нерознак, А. Ворожбитова, А. Ислам т.б ғалымдардың еңбектеріне зерттеу жасалды. Жоғарыда келтірілген тілдік тұлға туралы пікірлерді сараптай келе біз зерттеу жұмысымызда Ю. Карауловтың үш деңгейлік үлгісін негізге алдық. Сонымен қатар тілдік тұлғаны қалыптастырудың методологиялық негізі анықталды: - жеке тұлғаға бағытталған тәсіл - коммуникативтік тәсіл - жүйелік тәсіл - шығармашылық тәсілі .

По проекту доказано, что авторские биологические и социальные условия широко раскрываются в процессе предоставления информации обучающимся через разные уровни языковой личности.

Жоба бойынша тілдік тұлғаның әр түрлі деңгейлері арқылы білім алушыларға ақпарат беру барысында автордың биологиялық, әлеуметтік жағдайлары кеңінен ашылатыны дәлелденді.

Преподаватели вузов, студенты, учителя школ

ЖОО оқытушылары, студенттер, мектеп мұғалімдері

UDC indices
8.80.808
International classifier codes
17.00.00; 16.01.45;
Key words in Russian
М.Ауэзов; технология обучения; языковая личность; субъект-субъектные отношения; рефлексия;
Key words in Kazakh
М.Әуезов; оқыту технология; тілдік тұлға; субъект-субъектілік қатынас; рефлексия;
Head of the organization Карабасова Лаура Чапаевна Доктор философии (Ph.D.) / Доктор философии в области образования
Head of work Кушкимбаева Айнур Серикбаевна Phd, Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе өңірлік университетінің доценті