Inventory number IRN Number of state registration
0322РК00773 AP09057847-KC-22 0121РК00364
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 1
Implemented
Publications
Native publications: 2
International publications: 3 Publications Web of science: 1 Publications Scopus: 3
Patents Amount of funding Code of the program
0 16000000 AP09057847
Name of work
Формирование и развитие экономики знаний в условиях цифровизации Республики Казахстан: концептуальные основы и перспективы реализации
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Товма Наталия Александровна
0
0
0
3
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Казахский национальный университет имени аль-Фараби"
Abbreviated name of the service recipient НАО "КазНУ им. аль-Фараби"
Abstract

Объектом исследования, разработки или проектирования выступает экономика, основанная на знаниях в сферах науки, образования и здравоохранения, как новый тип экономики, в которой производство и внедрение знаний играют решающую роль в обеспечении устойчивого экономического роста в условиях цифровизации.

Зерттеу, әзірлеу немесе жобалау объектісі – экономиканың жаңа түрі ретінде ғылым, білім беру және денсаулық сақтау салаларындағы білімге негізделген экономика болып табылады, онда білімді өндіру және енгізу цифрландыру жағдайында тұрақты экономикалық өсуді қамтамасыз етуде шешуші рөл атқарады.

Цель проекта – разработка теоретических положений и практических рекомендаций формирования и развития экономики знаний в условиях цифровизации и коронакризиса для достижения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни людей в Республике Казахстан.

Жұмыстың мақсаты-Қазақстан Республикасында тұрақты экономикалық өсуге қол жеткізу және адамдардың өмір сүру сапасын жақсарту үшін цифрландыру және коронакризис жағдайында білім экономикасын қалыптастыру мен дамытудың теориялық ережелері мен практикалық ұсыныстарын әзірлеу.

Основные направления государственного регулирования «экономики, основанной на знаниях» обоснованы посредством метода контент-анализа. При разработке системы экономических инструментов – измерителей (индикаторов) экономики знаний в условиях цифровизации применён регрессионный анализ, который основан на критериях наименьших квадратов и позволяет прогнозировать развитие экономики знаний в зависимости от большого количества воздействующих факторов. Также использовался метод средних величин, метод сравнения рядов динамики, метод группировок и статистические методы.

«Білімге негізделген экономиканы» мемлекеттік реттеудің негізгі бағыттары мазмұндық талдау әдісімен негізделеді. Цифрландыру контекстінде білім экономикасының экономикалық құралдарының – өлшеуіштерінің (көрсеткіштерінің) жүйесін әзірлеу кезінде ең аз квадраттар критерийлеріне негізделген және білім экономикасының дамуын санның көптігіне байланысты болжауға мүмкіндік беретін регрессиялық талдау қолданылды. әсер ететін факторлар. Орташа мәндер әдісі, уақыттық қатарларды салыстыру әдісі, топтастыру әдісі және статистикалық әдістер де қолданылды.

1. Предложены направления и методы государственного регулирования экономики знаний в Республике Казахстан. Форма завершения – опубликована статья в журнале, рекомендованном КОКСОН и получены 3 авторских свидетельства 1.1. Изучена эволюция развития и обозначены основные проблемы формирования экономики знаний в Республике Казахстан. 1.2 Исследовано современное состояние государственного регулирования экономики знаний, при этом уточнены функции государства и бизнеса при постепенном внедрении элементов экономики знаний в практику. 2. Предложена методика оценки экономики знаний в условиях цифровизации. Опубликованы 3 статьи в журналах, индексируемых в базе данных Scopus с процентилем выше 35 2.1. Всесторонне исследованы существующие методики и системы измерения экономики знаний в условиях цифровизации.

1. Қазақстан Республикасындағы білім экономикасын мемлекеттік реттеудің бағыттары мен әдістері ұсынылған. Аяқтау нысаны – мақала Толтыру формасы – мақала Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігің Ғылым және жоғары білім саласындығы сапаны қамтамасыз ету комитеті ұсынған журналда жарияланды (1.В.В. Мищенко, И.В. Мищенко «Жас ғалымдар Ресейдің білім экономикасына көшу жағдайында» журналы. «ҚазҰУ хабаршысы. Экономикалық сериясы» журналы № 2 2022 79-88 б және 3 авторлық құқық куәлігі алынды: 1.1 Даму эволюциясы зерттеліп, Қазақстан Республикасындағы білім экономикасының қалыптасуының негізгі мәселелері анықталды. 1.2 Білім экономикасының элементтерін тәжірибеге кезең-кезеңімен енгізу арқылы мемлекет пен бизнестің функциялары нақтыланған кезде білім экономикасын мемлекеттік реттеудің қазіргі жағдайы зерттелді. 2 Цифрландыру жағдайында білім экономикасын бағалау әдістемесі ұсынылды. 3 Мақалалар Scopus дерекқорында 35-тен жоғары пайыздық 2.1 Цифрландыру жағдайында білім экономикасын өлшеудің қолданыстағы әдістері мен жүйелері жан-жақты зерттелді.

По результатам проекта предполагается разработка стратегии развития экономики знаний, использование цифровых платформ, сбор и обработка информации через электронную систему и иные инструменты для улучшения качества жизни людей.

Негізгі конструктивтік және техникалық-экономикалық көрсеткіштер. Жобаның нәтижелері бойынша білім экономикасын дамыту стратегиясын әзірлеу, цифрлық платформаларды пайдалану, адамдардың өмір сүру сапасын жақсарта отырып, электрондық жүйе және өзге де құралдар арқылы ақпаратты жинау және өңдеу болжанады.

Основные результаты исследования внедрены в учебный процесс Политехнического университета Валенсии, Валенсия). Есть акт внедрения.

Зерттеудің негізгі нәтижелері Валенсия, Валенсия политехникалық университетінің оқу процесіне енгізілген). Іске асыру актісі бар.

Рекомендации по внедрению инструментов государственного регулирования экономики знаний помогут повысить эффективность и прозрачность государственного управления, способствуют занятости населения, повысят качество образования и здравоохранения, а также улучшают инвестиционный климат и увеличивают долю малого и среднего предпринимательства в структуре доходной части ВВП. С помощью предложенного механизма внедрения элементов экономики знаний возможно снижать издержки и повышать эффективность и производительность труда. Таким образом, реализация проекта обеспечит устойчивое экономическое развитие и улучшение качества жизни людей на основе применения знаний в условиях цифровизации, в том числе и в кризисных ситуациях.

Білім экономикасын мемлекеттік реттеу құралдарын енгізу бойынша ұсынымдар мемлекеттік басқарудың тиімділігі мен ашықтығын арттыруға, халықты жұмыспен қамтуға жәрдемдесуге, білім беру мен денсаулық сақтаудың сапасын арттыруға, сондай-ақ инвестициялық ахуалды жақсартуға және шағын және орта бизнес үлесін арттыруға ықпал етеді. -ЖІӨ кірісінің құрылымындағы ірі кәсіпорындар. Білім экономикасының элементтерін енгізудің ұсынылған механизмінің көмегімен шығындарды азайтуға және еңбек тиімділігі мен өнімділігін арттыруға болады. Осылайша, жобаны іске асыру цифрландыру жағдайында, оның ішінде дағдарыстық жағдайларда білімді қолдану арқылы тұрақты экономикалық дамуды және адамдардың өмір сүру сапасын жақсартуды қамтамасыз етеді.

Результаты исследования могут быть использованы представителями органов власти при разработке стратегий и программ экономического развития Республики Казахстан, также в учебном процессе при чтении лекций и ведения семинарских занятий, для студентов, магистрантов и докторантов. Целевые потребители - учреждения здравоохранения, образования, научно-исследовательские институты и общество в целом.

Зерттеу нәтижелерін уәкілетті органдардың өкілдері Қазақстан Республикасының экономикалық дамуының стратегиялары мен бағдарламаларын әзірлеуде, сондай-ақ білім беру процесінде дәріс оқу және семинарларды өткізу кезінде студенттер, магистранттар және докторанттар үшін пайдалана алады. Мақсатты тұтынушылар денсаулық сақтау, білім беру, ғылыми-зерттеу институттары және жалпы қоғам болып табылады.

UDC indices
06.52.13
International classifier codes
06.52.13;
Key words in Russian
экономика знаний; институциональная экономика; цифровая экономика; человеческий капитал; информация и знания;
Key words in Kazakh
білім экономикасы; институционалдық экономика; сандық экономика; адами капитал; ақпарат пен білім;
Head of the organization Айдосов Нуржан Сарсынбекович /
Head of work Товма Наталия Александровна кандидат экономических наук, доктор (PhD) в области экономики, теории управления / нет