Inventory number IRN Number of state registration
0222РК00176 AP08857238-OT-22 0120РК00607
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Заключительный Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 1
International publications: 1 Publications Web of science: 1 Publications Scopus: 1
Number of books Appendicies Sources
1 7 136
Total number of pages Patents Illustrations
291 0 0
Amount of funding Code of the program Table
14200000 AP08857238 0
Name of work
Математическое моделирование ветрового потока и переноса загрязняющих примесей с целью прогнозирования экологической обстановки на селитебных территориях
Report title
Type of work Source of funding The product offerred for implementation
Fundamental Методическая документация
Report authors
Исахов Алибек Абдиашимович , Абылкасымова Айжан Болатовна , Омарова Перизат Танирбердиевна , Әлімбек Айдана Қайратқызы , Мустафаева Ардақ Болатқызы ,
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Казахский национальный университет имени аль-Фараби"
Abbreviated name of the service recipient НАО "КазНУ им. аль-Фараби"
Abstract

Объектом исследования является распространения загрязнения приземного слоя атмосферы из-за функционирования промышленных предприятий и легкового транспорта.

Зерттеу нысаны өнеркәсіптік кәсіпорындар мен жеңіл көліктің жұмыс істеуінің әсерінен атмосфераның беткі қабатындағы ластаушылардың таралуы болып табылады.

Цель работы – разработка экспертной системы прогнозирования загрязнения нижних слоев атмосферы от промышленных предприятий и автотранспортов на окружающую среду и оценка экологического состояния ближайших селитебных районов при нестационарных гидрометеорологических условиях методами математического моделирования. Также перепроектирование и оптимизирование различных форм крыши уже существующих жилых и не жилых сооружений для улучшения вентилирования территорий.

Жұмыстың мақсаты - атмосфераның төменгі қабаттарының өнеркәсіптік кәсіпорындардан және көлік құралдарынан қоршаған ортаға дейін ластануын болжаудың сараптамалық жүйесін құру және стационарлық емес гидрометеорологиялық жағдайларда математикалық модельдеу әдістерін қолдана отырып, жақын орналасқан тұрғын аудандардың экологиялық жағдайын бағалау. Аумақтарды желдетуді жақсарту үшін бұрыннан бар тұрғын және тұрғын емес ғимараттардың әртүрлі нысандарын қайта жобалау және оңтайландыру.

Метод или методология проведения работы: построение математических моделей, численная реализация математических моделей, вычислительный эксперимент.

Жұмыс әдісі немесе әдістемесі: математикалық модельдерді құру, математикалық модельдерді сандық жүзеге асыру, есептеу эксперименті.

Результаты работы и их новизна: построена математическая модель ветрового потока и переноса загрязняющих примесей с целью прогнозирования экологической обстановки на селитебных территориях. Прогнозное моделирование распространения загрязняющих веществ при влиянии различных факторов. Прогнозное моделирование распространения загрязняющих веществ при изменении воздушного потока после столкновения со зданиями, имеющие различные формы крыш. Проведено моделирование распространения пылевых и зольных частиц в нижних слоях атмосферы близ проезжей части и оценка экологического состояния ближайших селитебных районов. Проведено моделирование влияние времен года и времени суток на состояние воздушного бассейна вблизи проезжей части.

Жұмыс нәтижелері және олардың жаңалығы: елді мекендердегі экологиялық жағдайды болжау мақсатында жел ағынының және ластаушы заттардың тасымалдануының математикалық моделі салынды. Әртүрлі факторлардың әсерінен ластаушы заттардың таралуын болжамды модельдеу. Түрлі шатыр пішіндері бар ғимараттармен соқтығысқаннан кейін ауа ағыны өзгерген кезде ластаушы заттардың таралуын болжамды модельдеу. Атмосфераның төменгі қабаттарындағы шаң мен күл бөлшектерінің жол жиегіне жақын жерде таралуын модельдеу және жақын маңдағы елді мекендердің экологиялық жағдайын бағалау жүргізілді. Жолдың жүріс бөлігінің жанындағы ауа бассейнінің жағдайына жыл мезгілдері мен тәулік уақытының әсері үлгіленді.

Экономическая эффективность или значимость работы: проведенное математическое моделирование загрязнения приземного слоя атмосферы из-за функционирования промышленных предприятий и легкового транспорта дает более экономичный метод исследования, чем экспериментальный подход, который преобладал в прежние годы. Он заменяется более рациональным подходом с использованием математических моделей, а также объединением различных направлений исследований в области влияния промышленных предприятий и легкового транспорта на селитебную среду.

Жұмыстың экономикалық тиімділігі немесе маңыздылығы: өнеркәсіптік кәсіпорындар мен жеңіл көліктердің жұмыс істеуінің әсерінен атмосфераның беткі қабатының ластануын математикалық модельдеу алдыңғы жылдары басым болған эксперименттік тәсілге қарағанда үнемді зерттеу әдісін ұсынады. Ол математикалық модельдерді қолдана отырып, ұтымды тәсілмен, сондай-ақ өнеркәсіптік кәсіпорындар мен жеңіл көліктердің қоныстану ортасына әсері саласындағы зерттеулердің әртүрлі бағыттарын біріктірумен алмастырылады.

Область применения: проектные организации, научно-исследовательские институты, экологические организации, акиматы.

Қолданылу саласы: жобалау ұйымдары, ғылыми-зерттеу институттары, экологиялық ұйымдар, әкімдіктер.

UDC indices
519.63;532.5;519.684
International classifier codes
27.35.14; 27.35.21; 27.35.45; 30.17.23; 87.00.00;
Readiness of the development for implementation
Key words in Russian
Математическое моделирование; экология; загрязнение; стратифицированные течения; уравнение Навье-Стокса; распространение частиц; селитебные территории;
Key words in Kazakh
Математикалық модельдеу; экология; ластану; стратифицирленген ағыстар; Навье-Стокс теңдеуі; бөлшектердің таралуы; қоныстану аумақтары;
Head of the organization Тасибеков Хайдар Сулейманович Кандидат Химических науки / Доцент
Head of work Исахов Алибек Абдиашимович Доктор PhD / профессор
Native executive in charge