Inventory number IRN Number of state registration
0321РК00621 AP08856314-KC-21 0120РК00543
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 2
Implemented
Publications
Native publications: 2
International publications: 1 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 19542307 AP08856314
Name of work
Формирование готовности педагогов к дистанционному обучению учащихся
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Майлыбаева Гульмира Сабыровна
0
0
1
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова"
Abbreviated name of the service recipient НАО ЖУ им.И.Жансугурова
Abstract

Объектом исследования является процесс подготовки педагогов к дистанционному обучению учащихся.

Зерттеу нысаны-оқушыларды қашықтықтан оқытуға мұғалімдерді даярлау процесі.

Цель 2-го этапа: разработать модель и технологию формирования готовности педагогов к дистанционному обучению учащихся, учебно-методические ресурсы для обеспечения готовности педагогов к дистанционному обучению в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования РК.

2-кезеңнің мақсаты: ҚР Білім беру саласындағы нормативтік-құқықтық құжаттарға сәйкес педагогтердің оқушыларды қашықтықтан оқытуға дайындығын қалыптастыру моделі мен технологиясын, педагогтердің Қашықтықтан оқытуға дайындығын қамтамасыз ету үшін оқу-әдістемелік ресурстарды әзірлеу.

Методы и методология проведения работы – изучение и анализ законодательных актов в сфере образования, научных исследований; структурно-функциональный, субъектно-функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности в условиях дистанционного образования; моделирование; проектирование, наблюдение; опрос (анкетирование); эксперимент, а также методы статистической обработки полученных данных. Методология исследования базировалась на философских идеях о становлении и развитии информационного общества, концепциях развития системы дистанционного обучения, исследованиях, посвященных вопросам подготовки педагогов, теории компьютеризации и внедрения новых информационных технологий в образование, нормативно-правовых документах в сфере образования.

Жұмысты жүргізудің әдістері мен әдіснамасы – білім беру, ғылыми зерттеулер саласындағы заңнамалық актілерді зерделеу және талдау; қашықтықтан білім беру жағдайында кәсіби-педагогикалық қызметті құрылымдық-функционалдық, субъектілік-Функционалдық талдау; модельдеу; жобалау, байқау; сұрау (сауалнама жүргізу); эксперимент, сондай-ақ алынған деректерді статистикалық өңдеу әдістері. Зерттеу әдістемесі Ақпараттық қоғамның қалыптасуы мен дамуы туралы философиялық идеяларға, қашықтықтан оқыту жүйесін дамыту тұжырымдамаларына, мұғалімдерді даярлау мәселелеріне, компьютерлендіру теориясына және білімге жаңа ақпараттық технологияларды енгізуге, білім беру саласындағы нормативтік құжаттарға негізделген.

Результаты работы и их новизна. Выявлены предпосылки для разработки технологии формирования готовности педагогов к дистанционному обучению, определены подходы к формированию готовности педагогов к дистанционному обучению, разработаны модель и технология формирования готовности педагогов к дистанционному обучению, включающие цель, структуру, условия, принципы, методы, организационные формы и уровни сформированности готовности педагога к дистанционному обучению учащихся, разработана дополнительная образовательная программа (Minor) к основным образовательным программам педагогических специальностей, ориентированная на формирование компетентности будущих педагогов в вопросах дистанционного обучения, разработано ресурсное обеспечение подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного обучения, начата апробация разработанной модели и технологии формирования готовности педагога к дистанционному обучению учащихся.

Жұмыс нәтижелері және олардың жаңалығы. Педагогтердің Қашықтықтан оқытуға дайындығын қалыптастыру технологиясын әзірлеу үшін алғышарттар анықталды, педагогтердің Қашықтықтан оқытуға дайындығын қалыптастыру тәсілдері айқындалды, педагогтердің Қашықтықтан оқытуға дайындығын қалыптастыру моделі мен технологиясы әзірленді, ол педагогтердің оқушыларды қашықтықтан оқытуға дайындығын қалыптастыру мақсатын, құрылымын, шарттарын, қағидаттарын, әдістерін, ұйымдастырушылық нысандары мен деңгейлерін қамтиды, педагогикалық мамандықтардың негізгі білім беру бағдарламаларына қосымша білім беру бағдарламасы (Minor) әзірленді, қашықтықтан оқыту мәселелерінде болашақ педагогтердің құзыреттілігін қалыптастыруға бағытталған, қашықтықтан оқыту жағдайында педагогтерді жұмысқа дайындауды ресурстық қамтамасыз ету әзірленді, педагогтің оқушыларды қашықтықтан оқытуға дайындығын қалыптастырудың әзірленген моделі мен технологиясын апробациялау басталды.

Прогнозные предположения о развития объекта исследования – возможность дальнейшего проведения исследования по оценке разработанной модели и технологии формирования готовности педагога к дистанционному обучению учащихся, разработанных программно-методических материалов, что позволит разработать корректирующие действия и рекомендации по внедрению технологии подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, успешно реализующих дистанционное обучение.

Зерттеу объектісінің дамуы туралы болжамды болжамдар-педагогтің оқушыларды қашықтықтан оқытуға дайындығын қалыптастырудың әзірленген моделі мен технологиясын, әзірленген бағдарламалық-әдістемелік материалдарды бағалау бойынша одан әрі зерттеу жүргізу мүмкіндігі, бұл қашықтықтан оқытуды табысты іске асыратын педагогтерді даярлау, қайта даярлау және біліктілігін арттыру технологиясын енгізу бойынша түзету әрекеттері мен ұсынымдарды әзірлеуге мүмкіндік береді.

Рекомендации по внедрению результатов НИР. Результаты работы рекомендуется использовать для последующих научных разработок и внедрить в учебный процесс образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку педагогических кадров.

ҒЗЖ нәтижелерін енгізу бойынша ұсынымдар. Жұмыс нәтижелерін кейінгі ғылыми әзірлемелер үшін пайдалану және педагогикалық кадрларды даярлау мен қайта даярлауды жүзеге асыратын білім беру мекемелерінің оқу процесіне енгізу ұсынылады.

Экономическая эффективность или значимость работы заключается в построении научно-методической базы для обеспечения образовательных учреждений педагогами, готовыми к решению задач информатизации образования и реализации дистанционного обучения, а также в снижении финансовых затрат в связи с уменьшением потребности на переподготовку специалистов для системы дистанционного образования. Положительные социально-экономические последствия реализации мероприятий проекта связаны с внедрением новой технологии подготовки педагогов к осуществлению дистанционного обучения учащихся.

Жұмыстың экономикалық тиімділігі немесе маңыздылығы білім беру мекемелерін Білім беруді ақпараттандыру міндеттерін шешуге және қашықтықтан оқытуды жүзеге асыруға дайын педагогтармен қамтамасыз ету үшін ғылыми-әдістемелік база құру, сондай-ақ қашықтықтан білім беру жүйесі үшін мамандарды қайта даярлауға қажеттіліктің азаюына байланысты қаржылық шығындарды азайту болып табылады. Жоба іс-шараларын іске асырудың оң әлеуметтік-экономикалық салдары оқушыларды қашықтықтан оқытуды жүзеге асыруға педагогтарды даярлаудың жаңа технологиясын енгізумен байланысты.

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в области высшего педагогического образования и дополнительного образования для взрослых.

Қолдану саласы. Зерттеу нәтижелерін жоғары педагогикалық білім беру және ересектерге арналған қосымша білім беру саласында қолдануға болады.

UDC indices
378.046.4, 378.2
International classifier codes
14.37.27; 14.35.07;
Key words in Russian
дистанционное обучение; учащиеся; готовность педагога; подготовка педагогов; повышение квалификации;
Key words in Kazakh
қашықтықтан оқыту; оқушылар; педагогтың дайындығы; педагогтарды даярлау; біліктілігін арттыру;
Head of the organization Баймырзаев Қуат Маратұлы Доктор географических наук / Профессор
Head of work Майлыбаева Гульмира Сабыровна кандитат педагогических наук, доктор философии PhD / и.о ассоциированного профессора