Inventory number IRN Number of state registration
0321РК00613 AP08856779-KC-21 0120РК00313
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 19
International publications: 2 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 1
Patents Amount of funding Code of the program
0 18376676 AP08856779
Name of work
Система светского образования и просвещения в политике модернизации традиционного казахского общества в 20-30-е гг. ХХ в.
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Каипбаева Айнагуль Толганбаевна
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова"
Abbreviated name of the service recipient РГП на ПХВ "ИИЭ" КН МОН РК
Abstract

Cистема светского образования и просвещения в 1920-1930 гг. в контексте модернизации традиционного казахского общества

1920-30 жж. дәстүрлі қазақ қоғамының жаңғыруы ауқымындағы зайырлы білім мен ағарту жүйесі.

Комплексное исследование формирования нового подхода в политике модернизации казахстанского общества в период распада традиционного образования в стране в 1920-30 гг. после Октябрьской революции, а также реформ становления и развития светского образования и роли национальной интеллигенции в ее реализации.

ХХ ғ. 20-30 жж. қазақ қоғамын жаңғырту саясатындағы білім мен ағарту жүйесінің ерекшеліктерін ғылыми зерттеу негізінде жаңаша көзқарас қалыптастыра отырып, Қазан төңкерісінен кейінгі Ұлы дала елінде дәстүрлі білім берудің күйреуі, зайырлы білім мен ағарту жүйесін қалыптастыру мен дамытудағы реформалар және оны жүзеге асыру үдерісіндегі ұлт зиялыларының қызметін кешенді зерттеу.

Использовались общенаучные (анализ, синтез) и специальные исторические методы (историко-ретроспективный, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный). Поскольку исследование проводилось в междисциплинарном контексте применялись методы демографии, социологии, психологии, экономики, дидактики, педагогики и др.

Жалпы ғылыми (талдау, синтез) және арнайы тарихи әдістер (тарихи және ретроспективті, тарихи және генетикалық, тарихи-типологиялық, тарихи-жүйелік) қолданылды. Зерттеулер пәнаралық жағдайда жүргізілгендіктен, демография, әлеуметтану, психология, экономика, дидактика, педагогика әдістері және т.б. пайдалану назарға алынды.

В 2021 г. проведено обобщение, научная интерпретация выявленных материалов из отечественных и зарубежных архивов, ранее не введенных в научный оборот. По результам работы опубликовано всего – 21 статей, из них в рецензируемых отечественных изданиях с ненулевым импакт-фактором (рекомендованных КОКСОН) – 5, в научных журналах – 1, в рецензируемом зарубежном издании (РИНЦ) – 1, индексируемом международной базой данных Web of Science (на базе Scopus) – 1, в сборниках материалов международных конференций – 4, публикаций СМИ – 9. Проведен 1 (один) методологический семинар по теме «Проблемы исследования системы светского образования и просвещения 20-30 гг. ХХ в. в Казахстане», на котором определены теоретико-методологические основы исследования.

2021 жылы бұрын ғылыми айналымға енгізілмеген отандық және шетелдік архивтерінен алынған материалдарға қорытындылар жасалып, ғылыми түсініктемелер жүргізілді. Жоба жұмысының нәтижелері бойынша барлығы 21 мақала жарық көрді, оның ішінде ҚР БҒМ БҒССҚК мақұлдаған отандық басылымдарда – 5, ғылыми журналдарда – 1, Web of Science халықаралық деректер базасымен индекстеліп рецензияланатын ғылыми басылымда (Scopus базасында) – 1, рецензияланатын шетелдік басылымдарда (РҒДИ) – 1, ХҒТК материалдары жинағында: 4. БАҚ-дағы жарияланымдар саны: 9. «Қазақстандағы ХХ ғ.20-30 жж. зайырлы білім беру және ағарту жүйесін зерттеу мәселелері» тақырыбы бойынша 1 (бір) методологиялық семинар өткізілді, онда зерттеудің теориялық-әдіснамалық негіздері айқындалды.

Научные результаты проекта применяются при написании научных и популярных книг и статей и учебников, разработке лекций для студентов, способствуют развитию образования и экономики страны.

Жобаның ғылыми нәтижелері ғылыми әрі ғылыми-көпшілік кіптаптар және мақалалар мен оқу құралдарын жазуда, студенттерге арналған лекциялар курсын әзірлеуде пайдаланылады. Сондай-ақ, еліміздің білім беру саласының, экономиканың дамуына үлес қосады.

Результаты нашли отражение в научных статьях в рецензируемых отечественных изданиях, в докладах на международных научных конференциях, в публикациях в СМИ.

Нәтижелер ғылыми мақалалар, республикалық және халықаралық конференцияларда баяндамалар бойынша және БАҚ-да ақпараттар жариялау негізінде көрініс береді.

Результаты существенно повлияют на расширение историографии и источниковедения по изучению актуальных проблем отечественной истории.

Отан тарихының өзекті мәселелерін зерттеуде тарихнаманың және деректану қорларының кеңеюіне айтарлықтай ықпал етеді.

исторические науки

тарих ғылымдары

UDC indices
94(574):37.09
International classifier codes
03.20.00;
Key words in Russian
Оечественная история; Советский период; История образования; История светского и религиозного образования; Социальная история;
Key words in Kazakh
Отан тарих; Кеңестік дәуір; Білім тарихы; Зайырлы және діни білім тарихы; әлеуметтік тарих;
Head of the organization Кабульдинов Зиябек Ермуханович Доктор исторических наук / профессор
Head of work Каипбаева Айнагуль Толганбаевна тарих ғылымдарының кандидаты / қауымдастырылғын профессор (доцент)