Inventory number IRN Number of state registration
0224РК01140 BR24992974-OT-24 0124РК01152
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Промежуточный Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 2
International publications: 0 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Number of books Appendicies Sources
1 11 146
Total number of pages Patents Illustrations
235 0 16
Amount of funding Code of the program Table
119968416 Ф.1325 12
Code of the program's task under which the job is done
01
Name of work
Модернизация системы обеспечения качества высшего образования в Казахстане на основе цифровизации: разработка подходов, механизмов и информационной базы
Report title
Type of work Source of funding The product offerred for implementation
Fundamental Методическая документация
Report authors
Киреева Анель Ахметовна , Нурбацин Ақан Сейтқанұлы , László Vasa , Gamidullaeva Leyla , Нургалиева Куралай Оразгалиевна , Спанкулова Лазат Сейтказиевна , Кожирова Светлана Басейовна , Куанова Лаура Айболовна , Амирова Айнур Уызбаевна , Махметова Анар Мусаевна , Әбсадық Алмасбек Ахметұлы , Тургинбаева Ардак Несипбековна , Зайтенова Назым Курмашевна , Бекбосинова Асель Серикжановна , Бейсембаев Галымжан Шамшадинович , Сабденалиев Бахтияр Асылбайулы , Кенжеәлі Еркежан , Урдабаев Марат Тагайбекович , Анесова Акбота Гарифуллаевна , Исмаил Гүлім Жарасқызы , Абдыкадыр Темирлан , Ниязбеков Амир Умирзакович , Сейтқан Ғалия ,
0
0
5
2
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) Нет
Full name of the service recipient
Университет Mеждународного Бизнеса имени Кенжегали Сагадиева
Abbreviated name of the service recipient УМБ имени Кенжегали Сагадиева
Abstract

Система обеспечения качества высшего образования, находящаяся в процессе цифровизации

Цифрландыру процесінде тұрған жоғары білім сапасын қамтамасыз ету жүйесі.

Цель исследования – разработка новых подходов, механизмов, комплексной научно-методологической и информационной базы системы обеспечения качества высшего образования Казахстана на основе внедрения цифровых технологий и методов оценки институционального, кадрового и ресурсного потенциала организаций высшего образования.

Зерттеудің мақсаты – жоғары білім беру ұйымдарының институционалдық, кадрлық және ресурстық әлеуетін бағалаудың цифрлық технологиялары мен әдістерін енгізу негізінде Қазақстанның жоғары білім сапасын қамтамасыз ету жүйесінің жаңа тәсілдерін, тетіктерін, кешенді ғылыми-әдістемелік және ақпараттық базасын әзірлеу.

В исследовании использовались библиометрический метод (Computational Literature Reviews, CLR) для анализа международной и казахстанской практики обеспечения качества высшего образования, а также контент-анализ нормативно-правовых и институциональных аспектов для оценки существующих механизмов контроля качества. В работе для анализа и визуализации данных использовались такие инструменты, как VosViewer, Python, Canva и Whimsical.

Зерттеуде жоғары білім сапасын қамтамасыз етудің халықаралық және қазақстандық тәжірибесін талдау үшін библиометриялық әдіс (Computational Literature Reviews, CLR), сондай-ақ сапаны бақылаудың қолданыстағы тетіктерін бағалау үшін нормативтік-құқықтық және институционалдық аспектілерді контент-талдау пайдаланылды. Жұмыста деректерді талдау және визуализациялау үшін VosViewer, Python, Canva және Whimsical сияқты құралдар қолданылды.

Основные результаты первого этапа исследований (2024г.): проведен сравнительный анализ казахстанской и международной практики обеспечения качества высшего образования на основе систематического обзора научных публикаций, нормативных документов и отчетов международных аккредитационных агентств; обоснованы методологические основы определения квалификационных требований «нового поколения» на основе анализа международных практик и тенденций в сфере высшего образования; проведён анализ нормативно-правовых и институциональных аспектов системы обеспечения качества высшего образования, а также выявлены требования к деятельности организаций высшего образования, соответствующие требованиям международным стандартам; предложены рекомендации по совершенствованию инфраструктуры и законодательства в сфере обеспечения качества высшего образования с учётом современных международных стандартов, цифровизации образовательных процессов и требований рынка труда; разработан дизайн автоматизированной информационно-аналитической системы по ранжированию научных изданий.

Зерттеудің бірінші кезеңінің негізгі нәтижелері (2024ж.): ғылыми жарияланымдарды, нормативтік құжаттар мен халықаралық аккредиттеу агенттіктерінің есептерін жүйелі шолу негізінде жоғары білім сапасын қамтамасыз етудің қазақстандық және халықаралық практикасына салыстырмалы талдау жүргізілді; жоғары білім беру саласындағы халықаралық тәжірибелер мен үрдістерді талдау негізінде "жаңа буынның" біліктілік талаптарын айқындаудың әдіснамалық негіздері негізделген; жоғары білім беру сапасын қамтамасыз ету жүйесінің нормативтік-құқықтық және институционалдық аспектілеріне талдау жүргізілді, сондай-ақ халықаралық стандарттар талаптарына сәйкес келетін жоғары білім беру ұйымдарының қызметіне қойылатын талаптар анықталды; қазіргі заманғы халықаралық стандарттарды, білім беру процестерін цифрландыруды және еңбек нарығының талаптарын ескере отырып, жоғары білім беру сапасын қамтамасыз ету саласындағы инфрақұрылым мен заңнаманы жетілдіру бойынша ұсынымдар ұсынылды; ғылыми басылымдарды саралау бойынша автоматтандырылған ақпараттық-талдау жүйесінің дизайны әзірленді.

По результатам исследований на первом этапе (2024г.) подготовлены и опубликованы 3 научные работы общим объемом около 3,1 п. л., в том числе 1 научная публикация в журнале базы Scopus (выше 0,35 процентиль по CiteScore) в печати, 2 научные статьи в отечественных изданиях, рекомендованных КОКНВО.

Зерттеу нәтижелері бойынша бірінші кезеңде (2024ж.) жалпы көлемі шамамен 3,1 б.б. болатын 3 ғылыми жұмыс, оның ішінде Scopus (CiteScore бойынша 0,35 процентильден жоғары) базасының журналында 1 ғылыми жарияланым басылуда, ҒЖБССҚК ұсынған отандық басылымдарда 2 ғылыми мақала жарияланды.

Не внедрено

Енгізілген жоқ

В результате реализации Программы будут разработаны научно-обоснованные методологии, подходы и рекомендации, которые обеспечат совершенствование качества высшего образования в Республике Казахстан. Сгенерированные данные на автоматизированной информационно-аналитической системе по ранжированию научных изданий позволит объективно оценивать научно-исследовательский потенциал организаций высшего и (или) послевузовского образования и принимать обоснованные решения для дальнейшего развития.

Бағдарламаны іске асыру нәтижесінде Қазақстан Республикасында жоғары білім беру сапасын жетілдіруді қамтамасыз ететін ғылыми негізделген әдіснамалар, тәсілдер мен ұсынымдар әзірленетін болады. Ғылыми басылымдарды саралау жөніндегі автоматтандырылған ақпараттық-талдамалық жүйеде жасалған деректер жоғары және (немесе) жоғары оқу орнынан кейінгі білім беру ұйымдарының ғылыми-зерттеу әлеуетін объективті бағалауға және одан әрі дамыту үшін негізделген шешімдер қабылдауға мүмкіндік береді.

Потенциальные потребители: Министерство науки и высшего образования РК, Комитет науки МНВО РК, организации высшего образования и науки, государственные органы, аккредитационные агентства, профессорско-преподавательский состав, научные работники, докторанты, магистранты, исследователи, эксперты и др.

Әлеуетті тұтынушылар: ҚР Ғылым және жоғары білім министрлігі, ҚР ҒЖБМ Ғылым комитеті, жоғары білім және ғылым ұйымдары, мемлекеттік органдар, аккредиттеу агенттіктері, профессор-оқытушылар құрамы, ғылыми қызметкерлер, докторанттар, магистранттар, зерттеушілер, сарапшылар және т. б.

UDC indices
37.014.6
International classifier codes
12.09.00;
Readiness of the development for implementation
Key words in Russian
экономика; образование; человеческие ресурсы; наука; инновационный процесс; интеллектуальный потенциал; цифровизация; ИКТ; устойчивый рост;
Key words in Kazakh
экономика; білім беру; адами ресурстар; ғылым; инновациялық процесс; зияткерлік әлеует; цифрландыру; АКТ; тұрақты өсу;
Head of the organization Махметова Анар Мусаевна к.т.н. / доцент
Head of work Киреева Анель Ахметовна Кандидат экономических наук / ассоциированный профессор
Native executive in charge Нурбацин Ақан Сейтқанұлы доцент ВУЗа