Inventory number | IRN | Number of state registration | ||
---|---|---|---|---|
0324РК01774 | AP19678453-KC-24 | 0123РК00385 | ||
Document type | Terms of distribution | Availability of implementation | ||
Краткие сведения | Gratis | Number of implementation: 4 Implemented |
||
Publications | ||||
Native publications: 2 | ||||
International publications: 0 | Publications Web of science: 0 | Publications Scopus: 0 | ||
Patents | Amount of funding | Code of the program | ||
0 | 22109880.8 | AP19678453 | ||
Name of work | ||||
Институциональное регулирование профилактики межэтнических конфликтов среди студенческой молодежи в условиях социокультурной трансформации казахстанского общества | ||||
Type of work | Source of funding | Report authors | ||
Fundamental | Шорманбаева Динара Госмановна | |||
0
0
0
0
|
||||
Customer | МНВО РК | |||
Information on the executing organization | ||||
Short name of the ministry (establishment) | МНВО РК | |||
Full name of the service recipient | ||||
Некоммерческое акционерное общество «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова» | ||||
Abbreviated name of the service recipient | Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова | |||
Abstract | ||||
казахстанская студенческая молодёжь қазақстандық студент жастары Цель проекта: разработка эффективных путей институционального регулирования профилактики межэтнических конфликтов среди студенческой молодежи в условиях социокультурной трансформации казахстанского общества через систему образования и общественных организаций. Жобаның мақсаты: білім беру жүйесі мен қоғамдық ұйымдар арқылы қазақстандық қоғамның әлеуметтік-мәдени өзгерісі жағдайында студент жастар арасындағы этносаралық қақтығыстардың алдын алуда институционалдық реттеудің тиімді жолдарын әзірлеу. Используется комплекс методов социально-философского теоретического анализа, включающих в себя анализ, синтез, абстракцию, дедукцию, вторичный анализ философских, социологических, социально-психологических исследований по проблемам теории и практики межэтнических проблем. Метод социологического исследования использован для исследования причин межэтнических конфликтов и выявления первичных установок среди студенческой молодежи. Для обработки результатов социологического исследования использованы методы математической статистики. Этносаралық проблемалардың теориясы мен практикасы мәселелері бойынша философиялық, әлеуметтанулық, әлеуметтік-психологиялық зерттеулерді талдауды, синтездеуді, абстракциялауды, шегеруді, қайталама талдауды қамтитын әлеуметтік-философиялық теориялық талдау әдістерінің кешені пайдаланылады. Әлеуметтанулық зерттеу әдісі этносаралық қақтығыстардың себептерін зерттеу және студент жастар арасындағы алғашқы көзқарастарды анықтау үшін қолданылады. Социологиялық зерттеу нәтижелерін өңдеу үшін математикалық статистика әдістері қолданылды. Разработаны пути институционального регулирования профилактики межэтнических конфликтов в студенческой среде через систему образования и общественных организации: 1.Создан клуб «Мәдениеттің Бірлігі» на базе университета с целью вовлечения молодежи в систему межэтнических общественных отношений. 2.Разработан учебно-методический комплекс курса повышения квалификации «Профилактика межэтнических конфликтов в студенческой среде» и апробирован. 3. Разработаны методические рекомендации «Инновационные педагогические технологии для профилактики межэтнических конфликтов» и внедрены в воспитательный процесс вуза. 4.Разработано и издано учебное пособие «Межэтнические отношения в условиях социокультурной трансформации казахстанского общества», получено Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом РК. Получен Акт внедрения в образовательный процесс учебного пособия. 4.Разработано техническое задание по созданию цифровой платформы. Разработаны архитектура и дизайн цифровой платформы Білім беру жүйесі мен қоғамдық ұйымдар арқылы студенттік ортадағы этносаралық қақтығыстардың алдын алуды институционалдық реттеу жолдары әзірленді: 1.Жастарды этносаралық қоғамдық қатынастар жүйесіне тарту мақсатында университет базасында "Мәдениеттің Бірлігі" клубы құрылды. 2."Студенттік ортадағы этносаралық қақтығыстардың алдын алу" біліктілікті арттыру курсының оқу-әдістемелік кешені әзірленіп, сынақтан өткізілді. 3. "Этносаралық қақтығыстардың алдын алу үшін Инновациялық педагогикалық технологиялар" әдістемелік ұсынымдар әзірленіп, ЖОО-ның тәрбие процесіне енгізілді. 4."Қазақстандық қоғамның әлеуметтік-мәдени трансформациясы жағдайындағы этносаралық қатынастар" оқу құралы әзірленіп, жарияланды, ҚР авторлық құқығымен қорғалатын объектілерге құқықтардың мемлекеттік тізіліміне мәліметтерді енгізу туралы куәлік алынды. Оқу құралын білім беру процесіне енгізу актісі алынды. 4. Цифрлық платформаны құру бойынша техникалық тапсырма әзірленді. Сандық платформаның архитектурасы мен дизайны жасалды Полученные результаты могут быть использованы в качестве платформы для продолжения научных исследований в этой области. Актуализированная методологическая основа позволяет рассматривать данный вопрос в новом социокультурном формате с учетом специфики современного Казахстана и приобретает практико-ориентированный характер. Новизна результатов, полученных в рамках проекта, основана на комплексном и междисциплинарном исследовании влияния тенденций глобализации современности в условиях социокультурной трансформации общества, повышающих уровень конфликтов как на международном уровне, так и внутри государства, а также на изучении проблематики межэтнических конфликтов в Казахстане и их предотвращении через механизмы институционального регулирования. В рамках полученных результатов институциональное регулирование рассматривается как один из наиболее эффективных способов формирования толерантных взглядов, ценностей сотрудничества и взаимного уважения, где образование как социальный институт может служить основой для консолидации и взаимопонимания казахстанского общества Алынған нәтижелер осы бағыттағы ғылыми зерттеулерді жалғастыру үшін платформа ретінде пайдаланылуы мүмкін. Өзектендірілген әдіснамалық негіз осы мәселені қазіргі Қазақстанның ерекшелігін ескере отырып, жаңа әлеуметтік-мәдени форматта қарауға мүмкіндік береді және практикаға бағдарланған сипатқа ие болады. Жоба шеңберінде алынған нәтижелердің жаңалығы халықаралық деңгейде де, мемлекет ішінде де қақтығыс деңгейін арттыратын қоғамның әлеуметтік-мәдени трансформациясы жағдайындағы қазіргі заманның жаһандану үрдістерінің әсерін кешенді және пәнаралық зерттеуге, сондай-ақ Қазақстандағы этносаралық қақтығыстар проблематикасын зерттеуге және олардың институционалдық реттеу тетіктері арқылы алдын алуға негізделген. Алынған нәтижелер шеңберінде институционалдық реттеу толерантты көзқарастарды, ынтымақтастық пен өзара сыйластық құндылықтарын қалыптастырудың ең тиімді тәсілдерінің бірі ретінде қарастырылады, мұнда білім беру әлеуметтік институт ретінде қазақстандық қоғамды шоғырландыру мен біріктіру үшін негіз бола алады Получены акты внедрения в воспитательной и учебный процессы Университета инструментов профилактики межэтнических конфликтов, формировании и развития гармоничных межэтнических отношений в студенческой среде: 1. Клуб «Мәдениеттің Бірлігі» 2. Курс повышения квалификации для кураторов, профессорско-преподавательского состава, педагогических работников, занимающиеся воспитательной деятельностью 3. Методические рекомендации «Инновационные педагогические технологии для профилактики межэтнических конфликтов» 4. Учебное пособие «Межэтнические отношения в условиях социокультурной трансформации казахстанского общества», получено Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом РК Университеттің тәрбие және оқу процестеріне этносаралық қақтығыстардың алдын алу, студенттік ортада үйлесімді этносаралық қатынастарды қалыптастыру және дамыту құралдарын енгізу актілері алынды: 1. "Мәдениеттің Бірлігі" Клубы 2. Тәрбие қызметімен айналысатын кураторларға, профессорлық-оқытушылық құрамға, педагог қызметкерлерге арналған біліктілікті арттыру курсы 3. "Этносаралық қақтығыстардың алдын алуға арналған инновациялық педагогикалық технологиялар" әдістемелік ұсынымдары 4. "Қазақстандық қоғамның әлеуметтік-мәдени трансформациясы жағдайындағы этносаралық қатынастар" оқу құралы ҚР авторлық құқығымен қорғалатын объектілерге құқықтардың мемлекеттік тізіліміне мәліметтерді енгізу туралы куәлік алды Реализация данного проекта даст положительный социально-экономических эффект, поскольку сформированная благоприятная межэтническая среда благотворно влияет на социальные отношения во всех сферах деятельности общества. Бұл жобаны іске асыру оң әлеуметтік-экономикалық әсер береді, өйткені қалыптасқан қолайлы этносаралық орта қоғам қызметінің барлық салаларындағы әлеуметтік қатынастарға пайдалы әсер етеді. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности госслужащих департаментов внутренней политики акиматов разных уровней, руководителей национальных культурных центров АНК, руководителей молодежных организаций, ответственных лиц по воспитательной работе вузов и колледжей, как спецкурс по политологии, социологии, культурологии. Алынған нәтижелер әртүрлі деңгейдегі әкімдіктердің ішкі саясат департаменттерінің мемлекеттік қызметшілерінің, ҚХА ұлттық мәдени орталық басшыларының, жастар ұйымдары басшыларының, жоғары оқу орындары мен колледждердің тәрбие жұмысы жөніндегі жауапты тұлғалардың қызметінде саясаттану, әлеуметтану, мәдениеттану бойынша арнайы курс ретінде пайдаланылуы мүмкін. |
||||
UDC indices | ||||
УДК 177(574) | ||||
International classifier codes | ||||
02.11.00; | ||||
Key words in Russian | ||||
культура; образование; межнациональные отношения; межнациональное согласие; этнос; консолидация; этнический конфликт; национальное самосознание; система ценностей; установки; | ||||
Key words in Kazakh | ||||
мәдениет; білім; ұлтаралық қатынастар; ұлтаралық келісім; этнос; шоғырлану; этникалық қақтығыс; ұлттық өзін-өзі тану; құндылықтар жүйесі; көзқарастар; | ||||
Head of the organization | Исагулов Аристотель Зейнуллинович | Доктор технических наук / профессор | ||
Head of work | Шорманбаева Динара Госмановна | Доктор PhD / нет |