Inventory number IRN Number of state registration
0324РК01897 AP19679103-KC-24 0123РК01064
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 4
International publications: 0 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 16770948.06 AP19679103
Name of work
Совершенствование методической системы обучения языкам на этапе цифровой трансформации образования
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Куребаева Гульжаухар Ахметовна
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) Нет
Full name of the service recipient
Alikhan Bokeikhan University
Abbreviated name of the service recipient Alikhan Bokeikhan University
Abstract

Дидактический процесс обучения языкам в условиях современной информационной среды.

Қазіргі ақпараттық орта жағдайында тілдерді оқытудың дидактикалық процесі.

Повышение качества языковой подготовки на основе разработки и имплементации эффективной методики обучения на современном этапе цифровой трансформации образования.

Білім беруді сандық трансформациялаудың қазіргі кезеңінде оқытудың тиімді әдістемесін әзірлеу және еңгізу негізінде тілдік даярлықтың сапасын арттыру.

Методологические и теоретические основы исследования основаны на психолого-педагогических аспектах личностно-деятельностного, процессуального, системного, коммуникативного подходов. Анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, проблемное исследование, контроль, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов экспериментально-педагогической работы, методы разработки информационно-образовательной среды.

Зерттеудің әдіснамалық және теориялық негіздері жеке іс-әрекеттің, процестік, жүйелік, коммуникативті тәсілдердің психологиялық-педагогикалық аспектілеріне негізделген. Философиялық, психологиялық-педагогикалық және оқу-әдістемелік әдебиеттерді талдау, проблемалық зерттеу, бақылау, сауалнама жүргізу, эксперименттік-педагогикалық жұмыс нәтижелерінің сапалық және сандық талдауы, ақпараттық білім беру ортаны құру әдістері.

В ходе исследований разработана модель методической системы, отвечающей потребностям обучающихся разных категорий; определены компоненты и этапы, необходимые для реализации процесса интеграции электронного и традиционного обучения, содержание и дидактические функции структурных компонентов разрабатываемой методической системы; разработаны учебные материалы и комплексы цифровых ресурсов по модульному принципу, позволяющих организовать процесс языкового обучения, интегрируя традиционную и электронную форму обучения. Разработаны методические требования к учебному контенту, определены требования к содержанию языковых курсов для каждого уровня обучения.. Результаты исследований опубликованы в изданиях, рекомендованных КОКСНВО МНВО РК. Разработан учебник «Языковое образование онлайн: теория и практика». Учебник состоит из трех разделов, посвященных языковому образованию: содержанию, подходам, ресурсам, а также интеграции традиционного и электронного обучения в новой модели. В работе внимание сосредоточено на перспективах использования электронных средств обучения в языковых классах и проблемах, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса.

Зерттеу барысында әртүрлі санаттағы білім алушылардың қажеттіліктерін қанағаттандыратын әдістемелік жүйенің моделі жасалды; электрондық және дәстүрлі оқытуды интеграциялау процесін жүзеге асыруға қажетті құрамдас бөліктер мен кезеңдері, әзірленген әдістемелік жүйенің құрылымдық құрамдас бөліктерінің мазмұны мен дидактикалық функциялары анықталды; модульдік негізде оқу материалдары мен цифрлық ресурстар кешендері әзірленді, бұл тілдерді оқыту үдерісін ұйымдастыруға, оқытудың дәстүрлі және электронды түрлерін біріктіруге мүмкіндік береді. Білім беру мазмұнына әдістемелік талаптар әзірленіп, әрбір білім беру деңгейіне арналған тіл курстарының мазмұнына қойылатын талаптар айқындалды. Зерттеу нәтижелері Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Ғылым және жоғары білім саласындағы сапаны қамтамасыз ету комитеті ұсынған басылымдарда жарияланды. «Языковое образование онлайн: теория и практика» оқулығы әзірленді. Оқулық тілдік білім берудің мазмұны, тәсілдері, ресурстары, жаңа үлгідегі дәстүрлі және электронды оқытудың интеграциясына арналған үш бөлімнен тұрады. Жұмыста тілге уйрету сабақтарында электрондық оқыту құралдарын пайдалану перспективалары мен оқу үдерісі қатысушыларының кездесетін мәселелеріне баса назар аударылады.

В разработанной модели выделяются следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, организационно-управленческий и результативно-оценочный. Информационно-образовательная среда реализуемой модели призвана обеспечивать: доступ к учебным модулям курса, к электронным образовательным ресурсам; фиксацию хода образовательного процесса и результатов достижений обучающихся; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и асинхронное сетевое взаимодействие. Завершены работы по проектированию интерфейса пользователя, продолжается этап разработки информационной среды в виде сайта для онлайн обучения. Он разрабатывается с использованием современных веб-технологий, таких как HTML5, CSS3, JavaScript и фреймворк React для фронтенд разработки. Серверная часть реализуется с применением Node.js и Express, что обеспечивает высокую производительность и масштабируемость системы. В качестве базы данных используется PostgreSQL, что позволяет хранить и управлять большими объемами информации о пользователях, курсах и прогрессе в обучении. Разработка ведется в среде Visual Studio Code, обеспечивающей удобство работы с кодом и интеграцию со многими инструментами контроля версий, таких как Git.

Әзірленген модель мақсатты, мазмұндық, процедуралық-әрекеттік, ұйымдастырушылық-басқарушылық және өнімділікті бағалау құрамдас бөліктерден турады. Іске асырылатын модельдің ақпараттық-білім беру ортасы мыналарды қамтамасыз етуге арналған: курстың білім беру модульдеріне, электрондық білім беру ресурстарына қолжетімділік; оқу процесінің барысы мен оқушылардың жетістіктерінің нәтижелерін есепке алу; синхронды және асинхронды желілік өзара әрекеттесуді қоса алғанда, білім беру процесіне қатысушылардың өзара әрекеттесуі. Пайдаланушы интерфейсін жобалау бойынша жұмыстар аяқталды, онлайн оқыту сайты түрінде ақпараттық ортаны әзірлеу кезеңі жалғасуда. Ол HTML5, CSS3, JavaScript сияқты заманауи веб-технологияларды және фронт-end әзірлеуге арналған React негізін қолдана отырып әзірленген. Сервер бөлігі жүйенің жоғары өнімділігі мен ауқымдылығын қамтамасыз ететін Node.js және Express көмегімен жүзеге асырылады. PostgreSQL пайдаланушылар, курстар және оқу үлгерімі туралы ақпараттың үлкен көлемін сақтауға және басқаруға мүмкіндік беретін дерекқор ретінде пайдаланылады. Әзірлеу кодпен жұмыс істеудің жеңілдігін және Git сияқты көптеген нұсқаларды басқару құралдарымен интеграцияны қамтамасыз ететін Visual Studio Code ортасында жүзеге асырылады.

На данном этапе исследования проводятся работы по разработке контента и размещению в информационно-образовательном пространстве. Внедрение результатов исследования является опосредованным. Разрабатываются задания, формирующие основные языковые навыки для пользователей с разными уровнями владения языка. Результаты исследования представлены в опубликованных трудах, которые могут быть полезны всем, кто интересуется методикой электронного обучения языкам и применением цифровых ресурсов в учебном процессе. Представленные публикации содержат полезные материалы для повышения эффективности языкового обучения в условиях цифровизации образования.

Зерттеудің осы кезеңінде контентті дамыту және оны ақпараттық-білім беру кеңістігінде орналастыру жұмыстары жүргізілуде. Зерттеу нәтижелерін енгізу жанама болып табылады. Тілді меңгеру деңгейі әртүрлі пайдаланушылар үшін негізгі тілдік дағдыларды дамытатын тапсырмалар әзірленуде. Жарияланған жұмыстарда ұсынылған зерттеу нәтижелері тілдерді электронды оқыту әдістемесіне және оқу процесінде цифрлық ресурстарды пайдалануға қызығушылық танытатын кез келген адамға пайдалы болуы мүмкін. Ұсынылған басылымдарда білім беруді цифрландыру жағдайында тілдерді оқытудың тиімділігін арттыруға арналған пайдалы материалдар қамтылған.

Представленная модель отражает лингводидактические условия, которые учитывают многоаспектность и вариативность языкового образования в условиях цифровой трансформации, способствует эффективному решению вопросов коммуникативной лингводидактики и обмена информацией. Разрабатываемая информационно-образовательная среда (ИОС) направлена на повышение эффективности и качества процесса обучения, а также совершенствование управления процессом обучения языкам. Функционал и опции позволят развить и совершенствовать языковые компетенции с помощью различного вида аудио и видео-форматов, интерактивных и игровых упражнений. А также включены средства контроля и самоконтроля за результатами и достижениями обучающихся, что в свою очередь повысит востребованность их использования. Для повышения эффективности проведен синтез отдельных методов применения цифровых образовательных ресурсов, которые в совокупности со словесно-алгоритмическими, наглядными и практическими методами влияют на результат обучения. Разрабатываемый контент, реализующий интеграционную модель обучения языкам развивает когнитивно-дискурсивную, интегративно-стратегическую, информационно-операциональную компетенции. Эффективность внедрения проекта будет оцениваться количеством пользователей образовательного контента.

Ұсынылған модель цифрлық трансформация жағдайында тілдік білім берудің көп өлшемділігі мен вариативтілігін ескеретін лингводидактикалық шарттарды көрсетеді және коммуникативті лингводидактика мен ақпарат алмасу мәселелерін тиімді шешуге ықпал етеді. Дайындалып жатқан ақпараттық білім беру ортасы оқыту үдерісінің тиімділігі мен сапасын арттыруға, сондай-ақ тілді оқыту процесін басқаруды жетілдіруге бағытталған. Функционалдылық пен опциялар әртүрлі аудио және бейне пішімдерін, интерактивті және ойын жаттығуларын пайдалана отырып, тілдік құзыреттілікті дамытуға және жақсартуға мүмкіндік береді. Сондай-ақ оқушылардың нәтижелері мен жетістіктерін бақылау және өзін-өзі бақылау құралдары енгізілген, бұл өз кезегінде оларды пайдалануға сұранысты арттырады. Тиімділікті арттыру үшін сандық білім беру ресурстарын пайдаланудың жеке әдістерінің синтезі жүргізілді, олар сөздік-алгоритмдік, көрнекі және практикалық әдістермен бірге оқу нәтижесіне әсер етеді. Тілдерді оқытудың интеграциялық моделін жүзеге асыратын әзірленген контентте когнитивтік-дискурсивті, интегративті-стратегиялық, ақпараттық-операциялық құзыреттіліктер қалыптасады. Жобаны іске асырудың тиімділігі білім беру контентті пайдаланушылар санымен бағаланатын болады.

Целевая аудитория – обучающиеся образовательных учреждений различного уровня, взрослые обучающиеся, заинтересованные в изучении языков и совершенствовании языковых навыков в гибкой системе обучения. Потенциальными заказчиками в глобальном масштабе могут стать преподаватели лингвисты, студенты и преподаватели филологических факультетов, способствующие повышению качества современного языкового образования в Казахстане.

Мақсатты аудитория-әртүрлі деңгейдегі білім беру мекемелерінің білім алушылары, икемді оқыту жүйесінде тілдерді үйренуге және тілдік дағдыларды жетілдіруге мүдделі ересек білім алушылар. Қазақстанда заманауи тілдік білім беру сапасын арттыруға ықпал ететін лингвист оқытушылар, студенттер мен филология факультеттерінің оқытушылары жаһандық ауқымда әлеуетті тапсырыс берушілер бола алады.

UDC indices
372.881.1:378.14
International classifier codes
16.01.45;
Key words in Russian
языковые компетенции; методическая система; цифровизация образования; электронные средства обучения; повышение качества языковой подготовки;
Key words in Kazakh
тілдік құзыреттіліктер; әдістемелік жүйе; білім беруді цифрландыру; оқытудың электрондық құралдары; тілдік даярлықтың сапасын арттыру;
Head of the organization Курманбаева Шырын Асылхановна Доктор политических наук / Профессор
Head of work Куребаева Гульжаухар Ахметовна Кандидат филологических наук / ассоцированный профессор университета