Inventory number IRN Number of state registration
0224РК00962 AP14872126-OT-24 0122РК00708
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Заключительный Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 2
International publications: 1 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 1
Number of books Appendicies Sources
1 2 71
Total number of pages Patents Illustrations
123 0 4
Amount of funding Code of the program Table
24373411 AP14872126 9
Name of work
Межкультурная компетенция вузовского преподавателя и ее влияние на повышение конкурентоспособности высшего образования в Казахстане
Report title
Type of work Source of funding The product offerred for implementation
Fundamental Методическая документация
Report authors
Жатканбаева Айжан Ержановна , Айдарханова Куляш Нурсаиновна , Джангабулова Арайлым Куанышбековна , Riekkinen Mariya , Қожабек Қанат Мұратұлы , Тасбулатова Алия АбдулКадыровна , Райымбергенова Кәмшат Тоқашқызы , Бейсембаева Салтанат Байгазыновна ,
0
0
1
1
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Казахский национальный университет имени аль-Фараби"
Abbreviated name of the service recipient НАО "КазНУ им. аль-Фараби"
Abstract

Отношения, складывающиеся в процессе формирования межкультурной компетенции преподавателей вузов в условиях интернационализации образовательной среды.

Білім беру ортасын интернационалдандыру жағдайында ЖОО оқытушыларының мәдениетаралық құзыреттілігін қалыптастыру үдерісінде қалыптасатын қатынастар.

Разработка концептуально-правовой и методологической базы для построения устойчивой модели расширения межкультурной компетенции (МКК) юристов-преподавателей, с целью внедрения и совершенствования МКК для подготовки юристов-педагогов казахстанской высшей школы к работе с многоязычной (и мультикультурной) аудиторией, представленной иностранными студентами.

Шетелдік студенттер ұсынған көптілді (және көпмәдениетті) аудиториямен жұмыс істеуге қазақстандық жоғары мектептің заңгер-педагогтарын даярлау үшін МАҚ енгізу және жетілдіру мақсатында оқытушы-заңгерлердің мәдениетаралық құзыреттілігін (МАҚ) кеңейтудің тұрақты моделін құру үшін тұжырымдамалық-құқықтық және әдіснамалық базаны әзірлеу.

Были применены: методы сбора первичной (исходной) информации; сравнительный анализ законодательства в области высшего образования, образовательных стандартов в РК, Турции, Финляндии и Норвегии; метод текстового анализа документов и источников; метод оценки и измерения МКК; метод качественного дискурсного анализа проблем; обработка и анализ интервью, метод коллаборативного дизайна.

Бастапқы (түпкі) ақпаратты жинау әдістері; ҚР, Түркия, Финляндия және Норвегиядағы жоғары білім беру саласындағы заңнаманы, білім беру стандарттарын салыстырмалы талдау; құжаттар мен дереккөздерді мәтіндік талдау әдісі; МАҚ бағалау және өлшеу әдісі; проблемаларды сапалы дискурстық талдау әдісі; сұхбатты өңдеу және талдау, бірлескен дизайн әдісі қолданылды.

Выделены сильные стороны и ограничения в законодательстве РК, программных документах и стандартах высшего образования применительно к месту и роли МКК в образовательном процессе вузов РК, Турции, Финляндии и Норвегии; протестированы возможность применения в условиях казахстанской высшей школы изученных практик Финляндии и Норвегии; собраны фактические данные о потребностях и проблемах в образовательном процессе в межкультурной среде вузов с точки зрения иностранных студентов, преподавателей, сотрудников в КазНУ им. аль-Фараби, МКТУ им. Х. Яссауи; организован и проведен международный проектный семинар о способах повышения актуальности модулей, программ и курсов по МКК; проведен тренинг «Межкультурная компетенция в высшем образовании: потенциал и перспективы расширения»; разработана система оценки прогресса в расширении МКК после прохождения модуля «Межкультурная компетенция в высшем образовании: потенциал и перспективы расширения».

ҚР заңнамасында, жоғары білімнің бағдарламалық құжаттары мен стандарттарында ҚР, Түркия, Финляндия және Норвегия жоғары оқу орындарының білім беру үдерісіндегі МАҚ орны мен рөліне қатысты күшті жақтары мен шектеулері бөлінді; қазақстандық жоғары мектеп жағдайында Финляндия мен Норвегияның зерделенген тәжірибелерін қолдану мүмкіндігі сыналды; әл-Фараби атындағы ҚазҰУ-да, Х. Яссауи атындағы университеттерінің шетелдік студенттері, оқытушылары, қызметкерлері тұрғысынан мәдениетаралық ортадағы білім беру үдерісіндегі қажеттіліктер мен проблемалар туралы нақты деректер жиналды; МАҚ бойынша модульдердің, бағдарламалар мен курстардың өзектілігін арттыру тәсілдері туралы халықаралық жобалық семинар ұйымдастырылды және өткізілді; "Жоғары білім берудегі мәдениетаралық құзыреттілік: кеңейту әлеуеті мен келешегі" тренингі өткізілді; "Жоғары білім берудегі мәдениетаралық құзыреттілік: кеңейту әлеуеті мен келешегі"модулінен өткеннен кейін МАҚ кеңейтудегі дамуды бағалау жүйесі әзірленді.

Результаты исследования обеспечивают внедрение в образовательный процесс межкультурной компетенции преподавателя вуза, как условие интернационализации высшего образования.

Зерттеу нәтижелері жоғары білім беруді интернационалдандырудың шарты ретінде білім беру процесіне ЖОО оқытушысының мәдениетаралық құзыреттілігін енгізуді қамтамасыз етеді.

Итоги исследования: учебный модуль «Межкультурная компетенция в высшем образовании: потенциал и перспективы расширения»; учебное пособие «Межкультурная компетенция в высшем образовании»; 4 статьи в базе КОКСОН; 2 статьи в базе Scopus; монография «Основы формирования межкультурной компетенции преподавателя высшего учебного заведения».

Зерттеу нәтижелері: "Жоғары білім берудегі мәдениетаралық құзыреттілік: кеңейту әлеуеті мен болашағы" оқу модулі; "Жоғары білім берудегі мәдениетаралық құзыреттілік" оқу құралы; ҒЖБССҚК ұсынған журналдарда 4 мақала; Scopus базасындағы 2 мақала; "Жоғары оқу орны оқытушысының мәдениетаралық құзыреттілігін қалыптастыру негіздері" монографиясы.

Технико-экономический эффект проведенного исследования заключается в продвижении вузов в мировом образовательном пространстве через интернационализацию образовательного процесса и узнаваемости профессорско-преподавательского состава вузов в иностранной академической среде. Выполнение рекомендаций, полученных в результате исследования, уполномоченным органом в сфере образования обеспечит внедрение в образовательный процесс межкультурной компетенции преподавателя вуза, как условие интернационализации высшего образования.

Зерттеудің техникалық-экономикалық әсері білім беру процесін интернационалдандыру және шетелдік академиялық ортада жоғары оқу орындарының профессорлық-оқытушылық құрамын таныту арқылы әлемдік білім беру кеңістігінде жоғары оқу орындарын ілгерілету болып табылады. Зерттеу нәтижесінде алынған ұсынымдарды орындау білім беру саласындағы уәкілетті орган жоғары білім беруді интернационалдандырудың шарты ретінде ЖОО оқытушысының мәдениетаралық құзыреттілігін білім беру процесіне енгізуді қамтамасыз етеді.

Сфера образования, интернационализация образования, образовательное право, педагогика, культурология, профессиональные стандарты.

Білім беру саласы, білім беруді интернационалдандыру, білім беру құқығы, педагогика, мәдениеттану, кәсіби стандарттар.

UDC indices
378.126
International classifier codes
10.01.79;
Readiness of the development for implementation
Key words in Russian
право на образование; юридическое образование; иностранные студенты; конкурентоспособность казахстанского образования; межкультурная компетенция;
Key words in Kazakh
білім алу құқығы; заңгерлік білім; шетелдік студенттер; қазақстандық білім берудің бәсекеге қабілеттілігі; мәдениетаралық құзыреттілік;
Head of the organization Айтжанова Жамилия Нурматовна доктор экономических наук / доцент
Head of work Жатканбаева Айжан Ержановна Доктор юридических наук / и.о профессора
Native executive in charge