Inventory number IRN Number of state registration
0324РК00136 AP23489121-KC-24 0124РК00573
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 2
International publications: 0 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 24431002 AP23489121
Name of work
Коллаборативная среда «школа-вуз»: реализация научных проектов в рамках концепции Digital Humanities
Type of work Source of funding Report authors
Applied Бегалиева Сауле Баязовна
5
0
1
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество "Казахский национальный университет имени аль-Фараби"
Abbreviated name of the service recipient НАО "КазНУ им. аль-Фараби"
Abstract

Объектом исследования является научно-исследовательская деятельность в школе. Предметом исследования является коллаборативная среда школы и вуза в рамках концепции Digital Humanities.

Зерттеу нысаны мектептегі ғылыми-зерттеу қызметі болып табылады. Зерттеу пәні Digital Humanities тұжырымдамасы шеңберіндегі мектеп пен университеттің бірлескен ортасы болып табылады.

Цель – организовать коллаборативную среду «школа-вуз» как эффективную площадку для реализации научно-исследовательских проектов в контексте Digital Humanities. Теоретически и методически обосновать систему научной проектной деятельности Digital Humanities в рамках преемственности «школа-вуз».

Мақсат – цифрлық гуманитарлық ғылымдар контекстінде ғылыми жобаларды жүзеге асырудың тиімді алаңы ретінде бірлескен «мектеп-университет» ортасын ұйымдастыру. «Мектеп-университет» сабақтастығы аясындағы цифрлық гуманитарлық ғылымдардың ғылыми жобалық қызметі жүйесін теориялық және әдістемелік тұрғыдан негіздеу.

В процессе выполнения исследования за указанный период были применены следующие методы: 1. Контент-анализ. При подготовке к настоящему исследованию анализировалась проблема преемственности школы и вуза в области научно-исследовательской проектной деятельности в трудах казахстанских и зарубежных ученых. В качестве предпосылок настоящего исследования был проведен исчерпывающий поиск отечественной и иностранной литературы в различных базах данных: Scopus, Web of Science, Google Scholar. 2. Опрос. Проведен опрос среди 601 учителя общеобразовательных школ Южного региона РК (Алматы и Алматинская область, Шымкент и Туркестанской области, Тараз и Жамбылская область, Кызылорда и Кызылординская область) для выявления проблем, связанных с подготовкой и реализацией научно-исследовательской проектной деятельности.

Көрсетілген мерзімде зерттеуді жүргізу барысында келесі әдістер қолданылды: 1. Мазмұнды талдау. Осы зерттеуге дайындық барысында қазақстандық және шетелдік ғалымдардың еңбектерінде ғылыми жобалық қызмет саласындағы мектеп пен университет арасындағы сабақтастық мәселесі талданды. Бұл зерттеудің алғышарты ретінде Scopus, Web of Science, Google Scholar түрлі деректер қорларында отандық және шетелдік әдебиеттер жан-жақты қарастырылды. 2. Сауалнама. Қазақстан Республикасының Оңтүстік өңіріндегі (Алматы және Алматы облысы, Шымкент және Түркістан облысы, Тараз қаласы мен Жамбыл облысы, Қызылорда және Қызылорда облысы) жалпы білім беретін мектептердің 601 мұғалімі арасында дайындық және іске асыруға байланысты проблемаларды анықтау мақсатында сауалнама жүргізілді. ғылыми-зерттеу жобалық қызметі.

Новизна исследования заключается в том, что впервые в Казахстане поднимается вопрос о совместной работе над подготовкой и реализацией проектов школы и вуза в рамках направления Digital Humanities. Впервые планируется создание цифровой платформы как эффективной площадки для реализации научно-исследовательских проектов в контексте Digital Humanities. В ходе исследования определены возможности Digital Humanities в подготовке научных проектов: сетевой анализ гуманитарных данных, компьютерная лингвистика, корпусные технологии, работа с картами: пространственный анализ и визуализация и др. Проанализирована психолого-педагогическая готовность школы и вуза к сотрудничеству: проведены фокус-групповые дискуссии, глубинные интервью с преподавателями вузов, учителями, с управленческим персоналом школы и вуза, студентами и школьниками. Опубликованы две статьи по проблеме исследования.

Зерттеудің жаңалығы Қазақстанда алғаш рет Digital Humanities бағыт аясында мектеп және университет жобаларын дайындау және жүзеге асыру бойынша бірлескен жұмыс мәселесі көтерілуінде. Digital Humanities контекстінде ғылыми жобаларды жүзеге асырудың тиімді алаңы ретінде цифрлық платформаны алғаш рет құру жоспарлануда. Зерттеу барысында Digital Humanities ғылыми жобаларды дайындаудағы мүмкіндіктері анықталды: гуманитарлық ғылымдар деректерін желілік талдау, есептеу лингвистикасы, корпустық технологиялар, карталармен жұмыс: кеңістіктік талдау және визуализация және т.б. Мектептер мен университеттердің ынтымақтастыққа психологиялық-педагогикалық дайындығы талданды: фокус-топтық талқылаулар, университет профессорларымен, оқытушылармен, мектеп және университет басшылығымен, студенттермен және оқушылармен тереңдетілген сұхбаттар өткізілді. Зерттеу мәселесі бойынша екі мақала жарияланды.

Проведенный опрос среди учителей школ позволил собрать базу данных (адреса электронных почт), которые в дальнейшем будут использованы для коммерциализации результатов исследования в формате курсов повышения квалификации, МООКа, мастер классов, учебных пособий.

Мектеп мұғалімдері арасында жүргізілген сауалнама мәліметтер базасын (электрондық пошта мекенжайлары) жинауға мүмкіндік берді, ол кейінірек біліктілікті арттыру курстары, ЖАОК, шеберлік сыныптары және оқу құралдары форматында зерттеу нәтижелерін коммерцияландыру үшін пайдаланылады.

Результаты исследования за отчетный период были представлены в научных публикациях, как опубликованных, так и отправленных в печать в рейтинговые отечественные и зарубежные научные издания.

Результаты исследования за отчетный период были представлены в научных публикациях, как опубликованных, так и отправленных в печать в рейтинговые отечественные и зарубежные научные издания.

Исследование перспективы создания коллаборативной среды между школой и вузом в рамках научно-исследовательской деятельности позволило получить следующие эффекты: 1. Контент анализ отечественных публикаций по заданной проблеме не выявил научных исследований на предмет взаимодействия школы и вуза в рамках подготовки и реализации научно-исследовательской деятельности. Внимание казахстанских ученых сосредоточено, в основном, на взаимодействии школы и вуза в аспекте преемственности создания образовательных программ. Это позволило акцентировать внимание школьных учителей на возможности получить информационную и методическую поддержку в рамках коллаборации с вузом. 2. Социальный эффект заключается в том, что проведенные исследование и опрос позволили наметить перспективу создания сетевого сообщества школьных учителей, учеников, преподавателей вузов, студентов, объединённых совместной работой в области развития отечественной науки.

Исследование перспективы создания коллаборативной среды между школой и вузом в рамках научно-исследовательской деятельности позволило получить следующие эффекты: 1. Контент анализ отечественных публикаций по заданной проблеме не выявил научных исследований на предмет взаимодействия школы и вуза в рамках подготовки и реализации научно-исследовательской деятельности. Внимание казахстанских ученых сосредоточено, в основном, на взаимодействии школы и вуза в аспекте преемственности создания образовательных программ. Это позволило акцентировать внимание школьных учителей на возможности получить информационную и методическую поддержку в рамках коллаборации с вузом. 2. Социальный эффект заключается в том, что проведенные исследование и опрос позволили наметить перспективу создания сетевого сообщества школьных учителей, учеников, преподавателей вузов, студентов, объединённых совместной работой в области развития отечественной науки.

Исследования в области образования и науки

Білім және ғылым саласындағы зерттеулер

UDC indices
374.31
International classifier codes
14.01.21;
Key words in Russian
коллаборативная среда; научно-исследовательская проектная деятельность; Digital Humanities; преемственность «школа-вуз»; дигитальная платформа;
Key words in Kazakh
бірлескен орта; ғылыми-зерттеу жобаларының қызметі; Digital Humanities; «мектеп-университет» сабақтастығы; цифрлық платформа;
Head of the organization Айтжанова Жамила Нурматовна Доктор экономических наук / ассоциированный профессор (доцент)
Head of work Бегалиева Сауле Баязовна Доктор педагогических наук / доцент