Inventory number | IRN | Number of state registration | ||
---|---|---|---|---|
0324РК00193 | AP22788682-KC-24 | 0124РК00599 | ||
Document type | Terms of distribution | Availability of implementation | ||
Краткие сведения | Gratis | Number of implementation: 0 Not implemented |
||
Publications | ||||
Native publications: 0 | ||||
International publications: 0 | Publications Web of science: 0 | Publications Scopus: 0 | ||
Patents | Amount of funding | Code of the program | ||
0 | 24293490 | AP22788682 | ||
Name of work | ||||
Образование и колониальный проект в Казахской степи: имперские низшие учебные заведения (вторая половина XIX – начало XX вв.) | ||||
Type of work | Source of funding | Report authors | ||
Fundamental | Тулешова Улжан Жангелдыновна | |||
0
0
0
0
|
||||
Customer | МНВО РК | |||
Information on the executing organization | ||||
Short name of the ministry (establishment) | МНВО РК | |||
Full name of the service recipient | ||||
Некоммерческое акционерное общество "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" | ||||
Abbreviated name of the service recipient | НАО "КазНУ им. аль-Фараби" | |||
Abstract | ||||
Низшие учебные заведени в Казахской Степи в период империи Империялық дәуірдегі Қазақ даласындағы төменгі оқу орындары Целью проекта является определение особенностей формирования и утверждения колониального имперского образования в Казахской степи через детальное изучение процесса учреждения и функций низших учебных заведений в регионе. Жобаның мақсаты – өлкедегі төменгі оқу орындарының құрылу үдерісі мен атқаратын қызметтерін жан-жақты зерттеу арқылы қазақ даласында отаршыл империялық білімнің қалыптасу және орнығу ерекшеліктерін анықтау. Методология исследования заявленного проекта базируется на синтезе исторических методов и метода анализа данных (data analysis), что позволит выявить новый междисциплинарный инструментарий для исследования. Применяя метод анализа данных, исследовательская группа проекта сделает анализ статистических данных по количеству, времени функционирования, сведения об учащихся низших учебных заведений в Казахской степи со второй половины XIX века. В процессе исследования также имеет значимость и компаративный подход в изучении колониального образования. Ұсынылып отырған жобаның зерттеу әдістемесі жаңа пәнаралық зерттеу құралдарын анықтауға мүмкіндік беретін тарихи әдістер мен деректерді талдаудың синтезіне негізделген. Деректерді талдау әдісін қолдана отырып, жобаның зерттеу тобы 19 ғасырдың екінші жартысынан бастап қазақ даласындағы төменгі оқу орындарындағы студенттердің саны, жұмыс істеу уақыты, мәліметтері туралы статистикалық деректерді талдайды. Зерттеу барысында отаршылдық тәрбиені зерттеуде салыстырмалы көзқарастың да маңызы зор. - На этом этапе исследования был произведен сравнительный анализ колониальных систем образования во всем мире, в частности, уделяя особое внимание тому, как российская имперская политика проявлялась в образовательных структурах, созданных в казахском обществе. - В рамках указанной задачи были осуществлены внутренние и зарубежные командировки по сбору архивных документов по низшим учебным заведением в период империи в Казахской степи. - Исследовательской группой проекта были систематизированы документальные материалы по количественному составу русско-казахских, русско-туземных школ на территории Казахской степи в конце XIX в. – Зерттеудің осы кезеңінде дүние жүзіндегі отаршылдық білім беру жүйесіне салыстырмалы талдау жүргізіліп, әсіресе, қазақ қоғамында құрылған оқу-ағарту құрылымдарында Ресей империялық саясатының қалай көрініс тапқанына ерекше назар аударылды. – Осы тапсырма аясында қазақ даласында империя тұсында төменгі оқу орындарынан мұрағат құжаттарын жинақтау мақсатында отандық және шетелдік іссапарлар жүргізілді. – Жобаның зерттеу тобы XIX ғасырдың аяғындағы қазақ даласы аумағындағы орыс-қазақ, орыс ұлты мектептерінің сандық құрамы туралы құжаттық материалдарды жүйеледі. Проведен контент анализ собранных архивных документов Жиналған архив құжаттарына контент анализ жасалынды не внедрено жүзеге асырылмаған Материалы, выводы и обобщения проекта станут основой для показа многообразие форм истории «социального», сложной картины социальных структур, промежуточных слоев и страт позволяющие увидеть различные нюансы социальных противоречий, политики имперской власти и дифференцированное поведение казахского населения. Жобаның материалдары, қорытындылары мен жалпылаулары «әлеуметтік» тарихы нысандарының сан алуандығын, әлеуметтік құрылымдардың, аралық қабаттар мен қабаттардың күрделі бейнесін көрсетуге негіз болады, империялық билік саясаты мен қазақ халқының сараланған мінез-құлқы, әлеуметтік қайшылықтардың әртүрлі нюанстарын көруге мүмкіндік береді. Образовательная политика государтсва, историческая наука Мемлекеттің білім беру саясаты, тарих ғылымы |
||||
UDC indices | ||||
94(574) "18/19" | ||||
International classifier codes | ||||
03.20.00; | ||||
Key words in Russian | ||||
Колониальное образование; образовательная экспансия; волостные школы; аульные школы; русско-казахские и русско-туземные школы; городские училища; имперское начальное образование; | ||||
Key words in Kazakh | ||||
отарлық білім бері; білім экспансиясы; приход мектептері; ауыл мектептері; Орыс-қазақ және орыс-туземдік мектептері; қалалық мектептер; императорлық бастауыш білім; | ||||
Head of the organization | Айтжанова Жамила Нурматовна | Доктор экономических наук / ассоциированный профессор (доцент) | ||
Head of work | Тулешова Улжан Жангелдыновна | PhD / PhD |