Inventory number | IRN | Number of state registration |
---|---|---|
0224РК00380 | AP14870449-OT-24 | 0122РК00364 |
Document type | Terms of distribution | Availability of implementation |
Заключительный | Gratis | Number of implementation: 0 Not implemented |
Publications | ||
Native publications: 2 | ||
International publications: 0 | Publications Web of science: 0 | Publications Scopus: 0 |
Number of books | Appendicies | Sources |
1 | 10 | 69 |
Total number of pages | Patents | Illustrations |
127 | 0 | 22 |
Amount of funding | Code of the program | Table |
11376488 | AP14870449 | 16 |
Name of work | ||
Национальная модель опережающего инженерного образования и ее роль в технологической модернизации Казахстана | ||
Report title | ||
Type of work | Source of funding | The product offerred for implementation |
Fundamental | Методическая документация | |
Report authors | ||
Денисова Оксана Касымовна , Ерзатова Мөлдір Ерзатқызы , Кумаргажанова Сауле Кумаргажановна , Мухамеджанова Динара Рамазановна , Машекенова Асия Хасеновна , Закимова Альфия Манарбековна , Конурбаева Жадыра Тусупкановна , Рахметуллина Сауле Жадыгеровна , | ||
0
1
0
0
|
||
Customer | МНВО РК | |
Information on the executing organization | ||
Short name of the ministry (establishment) | МНВО РК | |
Full name of the service recipient | ||
НАО "Восточно-Казахстанский технический университет имени Д. Серикбаева" | ||
Abbreviated name of the service recipient | НАО ВКТУ им. Д.Серикбаева | |
Abstract | ||
Система управления высшим образованием Республики Казахстан, подготовка инженерных кадров Қазақстан Республикасының жоғары білім беруді басқару жүйесі, инженерлік кадрларды даярлау Создание национальной модели опережающего инженерного образования, обеспечивающей мировой уровень профессиональной квалификации личности, высокий уровень технологической восприимчивости общества, гарантирующей экономическую, техническую и технологическую безопасность Республики Казахстан. Қазақстан Республикасының экономикалық, техникалық және технологиялық қауіпсіздігіне кепілдік беретін жеке тұлғаның кәсіби біліктілігінің әлемдік деңгейін, қоғамның жоғары технологиялық бейімділігін қамтамасыз ететін озық инженерлік білім берудің ұлттық үлгісін құру. Для выполнения задач научно-исследовательской работы использованы разнообразные методы систематизации информации: 1) метод анализа способствовал уточнению сущности и содержания понятия «инженерное образование», в рамках технологической модернизации экономики Казахстана; выявлению основных трендов, опеределяющих характер и направленность современной инженерной деятельности; 2) метод синтеза позволил определить уровень подготовки выпускников вузов инженерных направлений путем масштабного национального исследования в регионах Казахстана и обработки 374 анкет; провести классификацию будущих компетенций ин-женерных кадров, как основы развития Республики Казахстан при переходе к пятому технологическому укладу; 3) метод структурирования позволил, во-первых, построить новый управленческий подход к образовательной системе вуза, который позволяет готовить инженерные кадры не только с учетом запросов рынка труда, но и с учетом индивидуального уровня старто-вой подготовки абитуриентов. Во-вторых, модель инженерного образования, предложен-ная авторами исследования, позволит и другим вузам Казахстана осуществить переход от традиционных моделей массового образования к практико-ориентированной подготовке специалистов. Ғылыми-зерттеу жұмысының міндеттерін орындау үшін ақпаратты жүйелеудің әртүрлі әдістері қолданылды, олардың ішінде: 1) талдау әдісі Қазақстан экономикасын технологиялық жаңғырту шеңберінде "инженерлік білім беру" ұғымының мәні мен мазмұнын нақтылауға; қазіргі заманғы инженерлік қызметтің сипаты мен бағытын айқындайтын негізгі трендтерді анықтауға ықпал етті; 2) синтез әдісі Қазақстан өңірлерінде ауқымды ұлттық зерттеу және 374 сауалнаманы өңдеу жолымен жоғары оқу орындарының инженерлік бағыттар түлектерін даярлау деңгейін айқындауға; бесінші технологиялық құрылымға көшу кезінде Қазақстан Республикасының даму негізі ретінде инженерлік кадрлардың болашақ құзыреттерін жіктеуді жүргізуге мүмкіндік берді; 3) құрылымдау әдісі, біріншіден, университеттің білім беру жүйесіне жаңа басқарушылық тәсіл құруға мүмкіндік берді, бұл инженерлік кадрларды еңбек нарығының сұраныстарын ескере отырып ғана емес, сонымен қатар талапкерлерді даярлаудың жеке деңгейін ескере отырып дайындауға мүмкіндік береді. Екіншіден, зерттеу авторлары ұсынған инженерлік білім беру моделі Қазақстанның басқа ЖОО-ларына да бұқаралық білім берудің дәстүрлі модельдерінен мамандарды тәжірибеге бағдарланған даярлауға көшуді жүзеге асыруға мүмкіндік береді. 1. Систематизированы концепции современного инженерного образования для обеспечения необходимой целостности, которая способна обеспечить формирование комплекса компетенций современного инженера; 2. Дан анализ региональной подготовки инженерных кадров в Республике Казах-стан для оценки перехода предприятий к Четвертой Промышленной революции; 3. Создан стратегический документ, регламентирующий развитие подготовки ин-женерных кадров Казахстана на основе всестороннего анализа современного состояния национальной экономики в целом и происходящих в ней структурных преобразований; 4. Усовершенствованы механизмы государственной поддержки и регулирования технического образования в Казахстане; 5. Предложена национальная модель опережающего инженерного образования, построенная на основе анализа технологической модернизации основных отраслей экономики. Қазіргі заманғы инженердің құзыреттер кешенін қалыптастыруды қамтамасыз етуге қабілетті қажетті тұтастықты қамтамасыз ету үшін, қазіргі заманғы инженерлік білім беру тұжырымдамалары жүйелендірілген; 2. Кәсіпорындардың төртінші өнеркәсіптік революцияға көшуін бағалау үшін Қазақстан Республикасында инженерлік кадрларды өңірлік даярлауға талдау жасалды; 3. Тұтастай алғанда ұлттық экономиканың қазіргі жай-күйін және онда болып жатқан құрылымдық өзгерістерді жан-жақты талдау негізінде Қазақстанның инженерлік кадрларын даярлауды дамытуды реттейтін стратегиялық құжат жасалды; 4. Қазақстанда техникалық білім беруді мемлекеттік қолдау және реттеу тетіктері жетілдірілді; 5. Экономиканың негізгі салаларын технологиялық жаңғыртуды талдау негізінде құрылған озыңқы инженерлік білім берудің ұлттық үлгісі ұсынылды. нет жоқ Имеется Выписка из протокола заседания Академического Совета университета ВКТУ им. Д. Серикбаева о внедрении результатов исследования в образовательный процесс. Участие в международных научно-практических конференциях. Ғылыми зерттеулердің алынған нәтижелерін енгізу дәрежесі. Д.Серікбаев атыңдағы ШҚТУ академиялық Кеңесі отырысының хаттамасынан зерттеу нәтижелерін білім беру үрдісіне енгізу туралы үзінді көшірме бар. Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференцияларға қатысу. Комплексное использование результатов исследования будет способствовать обеспечению лидерских позиций инженерного казахстанского образования в мировом пространстве, а также станет фундаментом опережающей подготовки специалистов, конкурентоспособных на молодежном рынке труда. Зерттеу нәтижелерін кешенді пайдалану әлемдік кеңістіктегі инженерлік қазақстандық білім берудің көшбасшылық позицияларын қамтамасыз етуге ықпал етеді, сондай-ақ жастар еңбек нарығында бәсекеге қабілетті мамандарды озық даярлаудың іргетасына айналады. Основные положения и выводы научной работы могут быть использованы Министерством науки и высшего образования РК при разработке нормативно-правовых, программных документов и проектов в области развития инженерного образования. Ряд положений проекта может быть востребован государственными органами управления при разработке стратегических и индикативных планов социально-экономического развития регионов Казахстана. Ғылыми жұмыстың негізгі ережелері мен қорытындыларын Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі инженерлік білім беруді дамыту саласындағы нормативтік, бағдарламалық құжаттарды және жобаларды әзірлеу кезінде пайдалана алады. Жобаның бірқатар ережелері Қазақстан аймақтарының әлеуметтік-экономикалық дамуының стратегиялық және индикативті жоспарларын әзірлеу кезінде мемлекеттік органдарға талап етілуі мүмкін. |
||
UDC indices | ||
371 | ||
International classifier codes | ||
14.15.00; | ||
Readiness of the development for implementation | ||
Key words in Russian | ||
система высшего образования; региональная экономика; экономический рост; инженерное образование; рынок труда; | ||
Key words in Kazakh | ||
жоғары білім беру жүйесі; аймақтық экономика; экономикалық өсу; инженерлік білім; еңбек нарығы; | ||
Head of the organization | Конурбаева Жадыра Тусупкановна | Кандидат экономических наук / Ассоциированный профессор (доцент) |
Head of work | Денисова Оксана Касымовна | Кандидат экономических наук / ассоциированный профессор (доцент) по специальности «Экономика» |
Native executive in charge |