Inventory number IRN Number of state registration
0323РК00249 AP19678453-KC-23 0123РК00385
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 1
International publications: 0 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 15949448 AP19678453
Name of work
Институциональное регулирование профилактики межэтнических конфликтов среди студенческой молодежи в условиях социокультурной трансформации казахстанского общества
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Шорманбаева Динара Госмановна
0
0
1
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова»
Abbreviated name of the service recipient Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова
Abstract

казахстанская студенческая молодёжь

қазақстандық студент жастары

Цель проекта: Разработка эффективных путей институционального регулирования профилактики межэтнических конфликтов среди студенческой молодежи в условиях социокультурной трансформации казахстанского общества через систему образования и общественных организаций.

Жобаның мақсаты: білім беру жүйесі мен қоғамдық ұйымдар арқылы қазақстандық қоғамның әлеуметтік-мәдени өзгерісі жағдайында студент жастар арасындағы этносаралық қақтығыстардың алдын алуда институционалдық реттеудің тиімді жолдарын әзірлеу.

Используется комплекс методов социально-философского теоретического анализа, включающих в себя анализ, синтез, абстракцию, дедукцию, вторичный анализ философских, социологических, социально-психологических исследований по проблемам теории и практики межэтнических проблем. Метод социологического исследования использован для исследования причин межэтнических конфликтов и выявления первичных установок среди студенческой молодежи. Для обработки результатов социологического исследования использованы методы математической статистики.

Этносаралық проблемалардың теориясы мен практикасы мәселелері бойынша философиялық, әлеуметтанулық, әлеуметтік-психологиялық зерттеулерді талдауды, синтездеуді, абстракциялауды, шегеруді, қайталама талдауды қамтитын әлеуметтік-философиялық теориялық талдау әдістерінің кешені пайдаланылады. Әлеуметтанулық зерттеу әдісі этносаралық қақтығыстардың себептерін зерттеу және студент жастар арасындағы алғашқы көзқарастарды анықтау үшін қолданылады. Социологиялық зерттеу нәтижелерін өңдеу үшін математикалық статистика әдістері қолданылды.

1. Актуализирована методологическая основа институционального регулирования межэтнических отношений. 2. Выявлены и проанализированы причины межэтнических конфликтов среди студенческой молодежи в условиях социокультурной трансформации казахстанского общества с целью определения уровня межэтнической напряженности. 3. Выявлены первичные установки студенческой молодежи казахстанского общества на предмет определения корреляций между: этнической идентичностью и внутриличностным конфликтом; этносом и ценностями толерантности, согласия и взаимопонимания; ожиданиями и установками от образовательного процесса, вуза обучения, профессии и реализацией их в практической жизни. Новизна полученных результатов в рамках проекта основана на комплексном и междисциплинарном изучении влияния глобализационных трендов современности в условиях социокультурной трансформации общества, которые повышают уровень конфликтности, как на международном уровне, так и внутри государства, а также исследовании проблематики межэтнических конфликтов в Казахстане и предупреждение их через механизмы институционального регулирования. Институциональное регулирование в рамках полученных результатов рассматривается как один из самых эффективных способов формирования толерантных установок, ценности солидарности и взаимоуважения, где образование как социальный институт может выступить основой для консолидации и объединения казахстанского общества.

1. Этносаралық қатынастарды институционалдық реттеудің әдіснамалық негізі өзектендірілді. 2. Этносаралық шиеленіс деңгейін анықтау мақсатында қазақстандық қоғамның әлеуметтік-мәдени трансформациясы жағдайында студент жастар арасындағы этносаралық қақтығыстардың себептері анықталып, талданды. 3. Қазақстандық қоғамдағы студент жастардың негізгі қарым-қатынастары мыналар арасындағы корреляцияны анықтау үшін анықталды: этникалық сәйкестік пен тұлға ішілік жанжал; этностық және толеранттылық, келісім және өзара түсіністік құндылықтары; оқу үрдісінен, оқу университетінен, мамандықтан күту мен көзқарас және оларды практикалық өмірге енгізу. Жоба шеңберінде алынған нәтижелердің жаңалығы халықаралық деңгейде де, мемлекет ішінде де қақтығыс деңгейін арттыратын қоғамның әлеуметтік-мәдени трансформациясы жағдайындағы қазіргі заманның жаһандану үрдістерінің әсерін кешенді және пәнаралық зерттеуге, сондай-ақ Қазақстандағы этносаралық қақтығыстар проблематикасын зерттеуге және олардың институционалдық реттеу тетіктері арқылы алдын алуға негізделген. Алынған нәтижелер шеңберінде институционалдық реттеу толерантты көзқарастарды, ынтымақтастық пен өзара сыйластық құндылықтарын қалыптастырудың ең тиімді тәсілдерінің бірі ретінде қарастырылады, мұнда білім беру әлеуметтік институт ретінде қазақстандық қоғамды шоғырландыру мен біріктіру үшін негіз бола алады

Полученные результаты могут быть использованы как платформа для продолжения научных исследований в данном направлении. Актуализированная методологическая основа даст возможность рассмотреть данную проблему с учетом специфики современного Казахстана в новом социокультурном формате и будет иметь практикоориентированный характер.

Алынған нәтижелер осы бағыттағы ғылыми зерттеулерді жалғастыру үшін платформа ретінде пайдаланылуы мүмкін. Өзектендірілген әдіснамалық негіз осы мәселені қазіргі Қазақстанның ерекшелігін ескере отырып, жаңа әлеуметтік-мәдени форматта қарауға мүмкіндік береді және практикаға бағдарланған сипатқа ие болады.

-

-

Реализация данного проекта даст положительный социально-экономических эффект, поскольку сформированная благоприятная межэтническая среда благотворно влияет на социальные отношения во всех сферах деятельности общества.

Бұл жобаны іске асыру оң әлеуметтік-экономикалық әсер береді, өйткені қалыптасқан қолайлы этносаралық орта қоғам қызметінің барлық салаларындағы әлеуметтік қатынастарға пайдалы әсер етеді.

Полученные результаты могут быть использованы в деятельности госслужащих департаментов внутренней политики акиматов разных уровней, руководителей национальных культурных центров АНК, руководителей молодежных организаций, ответственных лиц по воспитательной работе вузов и колледжей, как спецкурс по политологии, социологии, культурологии.

Алынған нәтижелер әртүрлі деңгейдегі әкімдіктердің ішкі саясат департаменттерінің мемлекеттік қызметшілерінің, ҚХА ұлттық мәдени орталық басшыларының, жастар ұйымдары басшыларының, жоғары оқу орындары мен колледждердің тәрбие жұмысы жөніндегі жауапты тұлғалардың қызметінде саясаттану, әлеуметтану, мәдениеттану бойынша арнайы курс ретінде пайдаланылуы мүмкін.

UDC indices
177(574)
International classifier codes
02.11.00;
Key words in Russian
культура; образование; межнациональные отношения; межнациональное согласие; этнос; консолидация; этнический конфликт; национальное самосознание; система ценностей; установки;
Key words in Kazakh
мәдениет; білім; ұлтаралық қатынастар; ұлтаралық келісім; этнос; шоғырлану; этникалық қақтығыс; ұлттық өзін-өзі тану; құндылықтар жүйесі; көзқарастар;
Head of the organization Исагулов Аристотель Зейнуллинович Доктор технических наук / профессор
Head of work Шорманбаева Динара Госмановна Доктор PhD / нет