Inventory number IRN Number of state registration
0223РК00577 AP09261048-OT-23 0121РК00525
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Заключительный Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 5
International publications: 2 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Number of books Appendicies Sources
1 3 50
Total number of pages Patents Illustrations
88 0 14
Amount of funding Code of the program Table
6395940.66 AP09261048 19
Name of work
Формирование готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий
Report title
Type of work Source of funding The product offerred for implementation
Applied Модель
Report authors
Шумейко Татьяна Степановна , Бежина Виктория Валерьевна , Божевольная Наталья Витальевна , Жиенбаева Аида , Жикеев Азамат Айтпаевич , Зубко Наталья ,
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
Некоммерческое акционерное общество «Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы»
Abbreviated name of the service recipient НАО «КРУ имени Ахмет Байтұрсынұлы»
Abstract

Система формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий

Қашықтықтан білім беру технологияларын пайдалана отырып, болашақ педагогтердің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесі

На основе теоретического анализа обосновать, разработать и экспериментально проверить систему формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий

Теориялық талдау негізінде болашақ педагогтердің қашықтан білім беру технологияларын пайдалана отырып, мектеп оқушыларының техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесін негіздеу, әзірлеу және эксперименттік тұрғыда тексеру

1. Теоретические методы: 1) ретроспективный и теоретический анализ для определения истории и перспектив развития исследуемых феноменов в рамках проблемы формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ (техническое творчество, дистанционное образование и дистанционные технологии обучения, профессиональная готовность педагога); 2) теоретико-методологический анализ для обоснования исходных исследовательских позиций и обоснования методологии проектирования системы формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ; 3) понятийно-терминологический анализ для определения понятийного поля проблемы; 4) системный анализ для обеспечения целостного рассмотрения проблемы; 5) моделирование для разработки исследуемой системы. 2. Эмпирические методы: 1) исследование и обобщение передового педагогического опыта по проблеме формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности и по проблеме развития технического творчества школьников; 2) констатирующий эксперимент по определению исходного уровня сформированности готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ; 3) формирующий эксперимент по практической реализации разработанной системы; 4) беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, метод экспертных оценок. 3. Методы статистической обработки результатов эксперимента

1. Теориялық әдістер: 1) ҚБТ пайдалана отырып, болашақ педагогтердің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру проблемасы шеңберінде зерттелетін феномендердің (техникалық шығармашылық, қашықтықтан білім беру және қашықтықтан оқыту технологиялары, Педагогтің кәсіби дайындығы) тарихы мен даму перспективаларын анықтау мақсатындағы ретроспективті және теориялық талдау; 2) бастапқы зерттеу ұстанымдарын негіздеу және болашақ педагогтердің ҚБТ қолдану арқылы оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесін жобалау әдіснамасын негіздеу мақсатындағы теориялық-әдіснамалық талдау; 3) проблеманың ұғымдық өрісін айқындау мақсатындағы ұғымдықтерминологиялық талдау; 4) проблеманы тұтас қарауды қамтамасыз ету мақсатындағы жүйелік талдау; 5) зерттелетін жүйені әзірлеу мақсатындағы модельдеу. 2. Эмпирикалық әдістер: 1) педагогтердің кәсіптік қызметке дайындығын қалыптастыру мәселесі бойынша және оқушылардың техникалық шығармашылығын дамыту мәселесі бойынша озық педагогикалық тәжірибені зерттеу және жинақтау; 2) болашақ педагогтердің ҚБТ пайдалана отырып оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығының бастапқы деңгейін анықтау бойынша белгілеу эксперименті; 3) әзірленген жүйені практикалық іске асыру бойынша қалыптастыру эксперименті; 4) әңгімелесу, байқау, сауалнама жүргізу, тестілеу, өзін-өзі бағалау, сараптамалық бағалау әдісі. 3. Эксперимент нәтижелерін статистикалық өңдеу әдістері.

Уточнены понятия «готовность педагога к развитию технического творчества школьников», «техническое творчество школьников»; систематизирован инструментарий дистанционного обучения: 1) системы дистанционного обучения, 2) программы и сервисы для создания контента: видео, презентаций, инфографики, таймлайнов и другие, 3) сервисы для онлайн взаимодействия, 4) профессиональные программы для развития технического творчества; выполнены теоретико-методологическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников с использованием ДОТ; разработана инновационная образовательная программа «Техническое моделирование и киберпедагогика» по направлению «Подготовка педагогов с предметной специализацией общего развития». Разработанная система включает как традиционнные компоненты педагогической системы (мотивационно-целевой, содержательно-технологический, результативно-оценочный), отражающие специфику системы, так и специфические компоненты, определяющие новизну системы: партисипативно-цифровой, обеспечивающий эффективную коммуникацию субъектов образовательного процесса, в том числе в цифровой образовательной среде, и интегрирующий компонент системы, включающий компоненты, интегрирующие технико-технологическую и информационно-технологическую подготовку будущих педагогов.

«Педагогтың оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығы», «оқушылардың техникалық шығармашылығы» ұғымдары нақтыланды; қашықтықтан оқыту құралдары жүйеленді: 1) қашықтықтан оқыту жүйелері, 2) контент құруға арналған бағдарламалар мен сервистер: бейнелер, презентациялар, инфографика, таймлайндар және басқалар, 3) онлайн өзара іс-қимыл жасауға арналған сервистер, 4) техникалық шығармашылықты дамытуға арналған кәсіби бағдарламалар; теориялық-әдіснамалық негіздеме, ҚБТ пайдалана отырып, болашақ педагогтардың оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастыру жүйесін әзірлеу және эксперименттік тексеру орындалды; «жалпы дамудың пәндік мамандануы бар педагогтарды даярлау» бағыты бойынша «Техникалық модельдеу және киберпедагогика» инновациялық білім беру бағдарламасы әзірленді. Әзірленген жүйеде жүйенің ерекшелігін көрсететін педагогикалық жүйенің дәстүрлі компоненттері де (мотивациялық-мақсатты, мазмұнды-технологиялық, нәтижелі-бағалау), сондай-ақ жүйенің жаңалығын айқындайтын ерекше компоненттерді де қамтиды: білім беру процесі субъектілерінің, оның ішінде цифрлық білім беру ортасындағы тиімді қарым-қатынасты қамтамасыз ететін партисипативті-цифрлық компоненті және болашақ мұғалімдердің техникалық-технологиялық және ақпараттық-технологиялық дайындығын біріктіретін интеграциялық компоненті.

Понятийно-терминологический аппарат исследования, структурно-функциональные компоненты исследуемой системы, критериально-оценочный аппарат исследования формируемой готовности педагога и развития технического творчества школьников

Зерттеудің ұғымдық-терминологиялық аппараты, зерттелетін жүйенің құрылымдық-функционалдық компоненттері, педагогтің қалыптастырылатын дайындығын зерттеу мен мектеп оқушыларының техникалық шығармашылығын дамытудың критериалды-бағалау аппараты

Разработанная система формирования готовности будущих педагогов к развитию технического творчества школьников реализована и проверена в ходе педагогического эксперимента. По результатам проекта опубликована монография Бежина В.В. Партисипативно-цифровая готовность педагогов дополнительного технического образования: теоретические и практические аспекты. Монография. – Костанай, 2023 – 112 с. Опубликованное учебное пособие для студентов педагогических вузов Шумейко Т.С., Божевольная Н.В., Даулетбаева Г.Б., Жарлыкасов Б.Ж. Развитие технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий. – Костанай: Центрум, 2022. - 175 с. передано в библиотеки Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынұлы и Российского профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга. Акты передачи учебных пособий имеются. Разработана инновационная образовательная программа бакалавриата "Техническое моделирование и киберпедагогика"по направлению "Подготовка педагогов с предметной специализацией общего развития".

Болашақ мұғалімдердің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға дайындығын қалыптастырудың әзірленген жүйесі педагогикалық эксперимент барысында жүзеге асырылып, тексерілді. Жоба нәтижелері бойынша моногорафия жарияланды: В.В. Бежина. Қосымша техникалық білім беру педагогтерінің партисипативті-цифрлық дайындығы: теориялық және практикалық аспектілері. Монография. - Қостанай, 2023. -112 б. Т.С. Шумейко, Н.В. Божевольная, Г. Б. Дәулетбаева, Б. Ж. Жарлыкасов. Қашықтықтан білім беру технологияларын пайдалана отырып, оқушылардың техникалық шығармашылығын дамыту. - Қостанай: Центрум, 2022. - 175 б. педагогикалық жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған жарияланған оқу құралы А. Байтұрсынұлы атындағы Қостанай өңірлік университетінің және Екатеринбург қаласындағы Ресей кәсіби-педагогикалық университетінің кітапханаларына берілді. Оқу құралдарын беру актілері бар. "Жалпы дамудың пәндік мамандануы бар педагогтарды даярлау" бағыты бойынша "Техникалық модельдеу және киберпедагогика" бакалавриаттың инновациялық білім беру бағдарламасы әзірленді.

Определяется потребностями экономики в квалифицированных инженерно-технических кадрах, обусловливающих необходимость развития технического творчества школьников с целью их дальнейшего вовлечения в развитие экономики, техники и наукоемких технологий. Использование ДОТ в развитии технического творчества школьников обусловлено новыми вызовами современности, возникающими в мировом масштабе в связи с пандемией короновируса, определившей необходимость перехода на дистанционное и смешанное обучение в организациях образования всех видов и уровней, и с учетом специфики образовательного процесса по развитию технического творчества детей требует разработки специальной системы формирования готовности будущих педагогов.

Экономиканың білікті инженерлік-техникалық кадрларға қажеттілігімен анықталады, бұл мектеп оқушыларының экономиканы, техниканы және ғылымды қажетсінетін технологияларды дамытуға одан әрі тарту мақсатында олардың техникалық шығармашылығын дамытуды қажет етеді. Оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуда ҚБТ пайдалану коронавирус пандемиясына байланысты әлемдік ауқымда туындайтын, білім беру ұйымдарының барлық түрлері мен деңгейлерінде қашықтықтан және аралас оқытуға көшу қажеттілігін айқындаған қазіргі заманның жаңа сынтегеуріндерімен негізделген және балалардың техникалық шығармашылығын дамыту бойынша білім беру процесінің ерекшелігін ескере отырып, болашақ педагогтердің дайындығын қалыптастырудың арнайы жүйесін әзірлеуді талап етеді.

Образование. Разработанные научно-методические материалы и рекомендации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузах. Разработанные материалы могут быть полезны для повышения квалификации педагогов дополнительного образования и учителей школ по использованию дистанционных образовательных технологий в организации педагогического процесса, направленного на развитие технического творчества школьников.

Білім беру. Әзірленген ғылыми-әдістемелік материалдар мен ұсыныстар жоғары оқу орындарында болашақ педагогтерді кәсіптік даярлау процесінде пайдаланылуы мүмкін. Әзірленген материалдар қосымша білім беру педагогтері мен мектеп мұғалімдерінің оқушылардың техникалық шығармашылығын дамытуға бағытталған педагогикалық процесті ұйымдастыруда қашықтықтан білім беру технологияларын қолдану бойынша біліктілігін арттыруға пайдалы болуы мүмкін.

UDC indices
378
International classifier codes
14.35.07;
Readiness of the development for implementation
Key words in Russian
дистанционные образовательные технологии; техническое творчество; дистанционное обучение; цифровые образовательные ресурсы; дополнительное образование; смешанное обучение;
Key words in Kazakh
қашықтықтан оқыту технологиялары; техникалық шығармашылық; қашықтықтан оқыту; сандық білім беру ресурстары; қосымша білім; аралас оқыту;
Head of the organization Куанышбаев Сейтбек Бекенович доктор географических наук /
Head of work Шумейко Татьяна Степановна кандидат педагогических наук / ассоциированный профессор (доцент) по специальности 13.00 - Педагогика
Native executive in charge