Inventory number IRN Number of state registration
0323РК00606 AP14870449-KC-23 0122РК00364
Document type Terms of distribution Availability of implementation
Краткие сведения Gratis Number of implementation: 0
Not implemented
Publications
Native publications: 1
International publications: 2 Publications Web of science: 0 Publications Scopus: 0
Patents Amount of funding Code of the program
0 15010547 AP14870449
Name of work
Национальная модель опережающего инженерного образования и ее роль в технологической модернизации Казахстана
Type of work Source of funding Report authors
Fundamental Денисова Оксана Касымовна
0
0
0
0
Customer МНВО РК
Information on the executing organization
Short name of the ministry (establishment) МНВО РК
Full name of the service recipient
НАО "Восточно-Казахстанский технический университет имени Д. Серикбаева"
Abbreviated name of the service recipient НАО ВКТУ им. Д.Серикбаева
Abstract

Система управления высшим образованием Республики Казахстан, подготовка инженерных кадров

Қазақстан Республикасының жоғары білім беруді басқару жүйесі, инженерлік кадрларды даярлау

Создание национальной модели опережающего инженерного образования, обеспечивающей мировой уровень профессиональной квалификации личности, высокий уровень технологической восприимчивости общества, гарантирующей экономическую, техническую и технологическую безопасность Республики Казахстан.

Қазақстан Республикасының экономикалық, техникалық және технологиялық қауіпсіздігіне кепілдік беретін жеке тұлғаның кәсіби біліктілігінің әлемдік деңгейін, қоғамның жоғары технологиялық бейімділігін қамтамасыз ететін озық инженерлік білім берудің ұлттық үлгісін құру.

При выполнении второй задачи, направленной на анализ развития инновационной экономики знаний использованы методы маркетинговых исследований, которые позволили оценить конкурентоспособность сегодняшнего выпускника технического вуза на региональном рынке труда, определить индустрии, имеющие наибольшие конкурентные преимущества и способные стать драйверами экономики регионов, исследовать процесс технической модернизации на региональных промышленных предприятиях. Методы экономического анализа и экономико-статистической обработки данных позволили проанализировать совокупность социально-экономических показателей в динамике, выявить структурные сдвиги, актуальные формы взаимодействия, оценить взаимосвязи и взаимозависимость показателей, интерпретировать результаты социологических опросов. Для достижения третьей задачи, направленной на модернизацию классической концепции казахстанского инженерного образования использовались методы экспертных оценок. При помощи которых была разработана система критериев повышения конкурентоспособности инженера-выпускника для инновационной экономики Казахстана и предложена карта компетенций выпускника инженерного направления. Проведен анализ документальных материалов Министерства науки и высшего образования, метод логических умозаключений.

Инновациялық білім экономикасының дамуын талдауға бағытталған екінші тапсырманы орындауда маркетингтік зерттеу әдістері қолданылды, бұл бүгінгі техникалық университет түлектерінің өңірлік еңбек нарығындағы бәсекеге қабілеттілігін бағалауға мүмкіндік берді. Ең үлкен бәсекелестік артықшылықтары бар және аймақтық экономиканың драйвері бола алатын салаларды анықтау, өңірлік өнеркәсіп кәсіпорындарындағы техникалық жаңғырту үдерісін зерттеу. Экономикалық талдау және деректерді экономикалық-статистикалық өңдеу әдістері динамикадағы әлеуметтік-экономикалық көрсеткіштердің жиынтығын талдауға, құрылымдық өзгерістерді, өзара әрекеттесудің өзекті формаларын анықтауға, көрсеткіштердің өзара байланысы мен өзара тәуелділігін бағалауға, әлеуметтік сауалнамалардың нәтижелерін түсіндіруге мүмкіндік берді. Қазақстандық инженерлік білім берудің классикалық тұжырымдамасын жаңғыртуға бағытталған үшінші міндетті орындау үшін сараптамалық бағалау әдістері қолданылды. Соның көмегімен Қазақстанның инновациялық экономикасы үшін инженер түлектің бәсекеге қабілеттілігін арттыру критерийлерінің жүйесі әзірленіп, инженерлік түлектің құзыреттілік картасы ұсынылды. Ғылым және жоғары білім министрлігінің құжаттық материалдарына талдау, логикалық қорытынды жасау әдісі жүргізілді.

2. Дан анализ региональной подготовки инженерных кадров в Республике Казахстан для оценки перехода предприятий к Четвертой Промышленной революции. 2.1 Определены основные тенденции развития высшей школы при подготовке инженерных кадров в регионах Казахстана. 2.2 Выявлены основные противоречия состояния подготовки специалистов с особенностями развития отраслей промышленности региональной экономики. Обоснованы основные требования инновационно-развивающейся экономики к подготовке специалистов высшей школы. 2.3 Разработан классификатор профилизации вузов Казахстана. Опубликованы два тезиса в сборнике материалов международной научной конференции. 3. Создан стратегический документ, регламентирующий развитие подготовки инженерных кадров Казахстана на основе всестороннего анализа современного состояния национальной экономики в целом и происходящих в ней структурных преобразований. Опубликована статья в отечественном издании, рекомендованном КОКСОН. 3.1 Разработана и обоснована система критериев повышения конкурентоспособности инженера-выпускника для инновационной экономики Казахстана. 3.2 Предложена карта компетенций и виде профессиональной (hard skills) и гибкой (soft skiils) компонент, сформированы требования к содержанию каждой из компонент.

2. Кәсіпорындардың Төртінші өнеркәсіптік революцияға өтуін бағалау үшін Қазақстан Республикасында инженерлік кадрларды өңірлік даярлауға талдау жасалды. 2.1 Қазақстан өңірлерінде инженерлік кадрларды даярлау кезінде жоғары мектепті дамытудың негізгі тенденциялары анықталды. Инновациялық дамып келе жатқан экономиканың жоғары мектеп мамандарын даярлауға қойылатын негізгі талаптары негізделген. 2.3 Қазақстанның жоғары оқу орындарын бейіндеу жіктеуіші әзірленді. Халықаралық ғылыми конференция материалдарының жинағында екі тезис жарияланды. 3.Жалпы алғанда ұлттық экономиканың қазіргі жай-күйін және онда болып жатқан құрылымдық өзгерістерді жан-жақты талдау негізінде Қазақстанның инженерлік кадрларын даярлауды дамытуды реттейтін стратегиялық құжат жасалды. БҒССҚЕК ұсынған отандық басылымда мақала жарияланды. 3.1 Қазақстанның инновациялық экономикасы үшін инженер-түлектің бәсекеге қабілеттілігін арттыру критерийлерінің жүйесі әзірленді және негізделді. 3.2 Кәсіби (hard skills) және икемді (soft skills) компонент түрінде құзыреттілік картасы ұсынылды, компоненттердің әрқайсысының мазмұнына қойылатын талаптар қалыптасты.

нет

жоқ

1. Опубликована одна научная статья, в научном журнале Вестник Университета "Туран", рекомендованном Комитетом по обеспечению качеством в сфере образования и науки МНиВО. 2. Опубликованы два тезиса в сборнике материалов международной научной конференции.

1. ҒжЖБМ Ғылым және білім саласындағы сапаны қамтамасыз ету Комитетімен ұсынылған «Тұран» университетінің хабаршысы ғылыми журналында бір мақала басылымға шығарылды. 2. Халықаралық ғылыми конференция материалдарының жинағында екі тезис жарияланды.

Комплексное использование результатов исследования будет способствовать обеспечению лидерских позиций инженерного казахстанского образования в мировом пространстве, а также станет фундаментом опережающей подготовки специалистов, конкурентоспособных на молодежном рынке труда.

Зерттеу нәтижелерін кешенді пайдалану әлемдік кеңістіктегі инженерлік қазақстандық білім берудің көшбасшылық позицияларын қамтамасыз етуге ықпал етеді, сондай-ақ жастар еңбек нарығында бәсекеге қабілетті мамандарды озық даярлаудың іргетасына айналады.

Основные положения и выводы научной работы могут быть использованы Министерством науки и высшего образования РК при разработке нормативно-правовых, программных документов и проектов в области развития инженерного образования. Ряд положений проекта может быть востребован государственными органами управления при разработке стратегических и индикативных планов социально-экономического развития регионов Казахстана.

Ғылыми жұмыстың негізгі ережелері мен қорытындыларын Қазақстан Республикасының ғылым және жоғары білім министрлігі инженерлік білім беруді дамыту саласындағы нормативтік, бағдарламалық құжаттарды және жобаларды әзірлеу кезінде пайдалана алады. Жобаның бірқатар ережелері Қазақстан аймақтарының әлеуметтік-экономикалық дамуының стратегиялық және индикативті жоспарларын әзірлеу кезінде мемлекеттік органдарға талап етілуі мүмкін.

UDC indices
378.1
International classifier codes
14.15.00;
Key words in Russian
система высшего образования; региональная экономика; экономический рост; инженерное образование; рынок труда;
Key words in Kazakh
жоғары білім беру жүйесі; аймақтық экономика; экономикалық өсу; инженерлік білім; еңбек нарығы;
Head of the organization Конурбаева Жадыра Тусупкановна Кандидат экономических наук / ассоциированный профессор (доцент)
Head of work Денисова Оксана Касымовна Кандидат экономических наук / ассоциированный профессор (доцент) по специальности «Экономика»